Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Хегедушич, Крсто

Хегедушич, Крсто

Ораторы

26 ноября 1901 - 07 апреля 1975

хорватский живописец и график, иллюстратор, театральный декоратор


Крсто Хегедушич (хорв. Krsto Hegedui); 26 ноября 1901, Петриня, Австро-Венгрия (ныне Хорватия) — 7 апреля 1975]], Загреб, СФРЮ) — хорватский живописец и график, иллюстратор, театральный декоратор. Один из основателей объединения демократически настроенных художников «Земля» (Zemlja, 1929) и создатель школы народных художников-примитивистов (1930).

Биография

После смерти отца с 1909 г. проживал в Хлебине.

В 1920—1926 г. обучался в загребской Академии изящных искусств, затем в 1926—1928 г. — в Париже, как стипендиат французского правительства. Вернувшись на родину в 1928 г, жил в Загребе и с. Хлебине, где в 1930 основал Школу народных художников-примитивистов.

В 1929 году становится одним из основателей художественной группы Земля (Grupa Zemlja), в которую вошёл ряд известных югославских живописцев, скульпторов и архитекторов: Драго Иблер, Антун Августинчич , Иван Табакович, Иван Генералич и др.

С 1936 преподавал в загребской Академии художеств. Во время преследования коммунистов в 1930 — х годах, несколько раз был арестован. После прихода к власти усташей в 1941 году Хегедушич попал под защитой архиепископа Загреба А. Степинаца.

Во время Второй мировой войны работать над картинами на различные темы, в том числе, религиозной тематики (многочисленные эскизы к фреске «На Голгофе» в Мария-Бистрица в 1941 году).

Когда коммунисты пришли к власти в Югославии в 1945 году Хегедушич был назначен профессором Академии художеств Загреба. С 1950 — руководитель её Школы мастеров. С 1957 — директор Графического института Академии наук и искусств СФРЮ. Неоднократно посещал европейские страны. Выступал как художественный критик, сотрудничал в журналах Данас (с 1934) и Печать (с 1939).

Творчество

Художник-примитивист, творчество которого сыграло важную роль в сложении и развитии живописи хорватских примитивистов. Творчески использовал традиции народного искусства. Автор композиций на темы крестьянской жизни, декоративных и звучных по цвету, материально весомых и чётких по трактовке обобщённых форм, отмеченных порой чертами острого драматизма и социальной сатиры («Реквизиция», 1929. Музей модерна и современного искусства в Риеке; «Весна», 1930, Современная галерея, Загреб; «Юстиция», 1934, Художественная галерея, Скопье), альбомов рисунков («Подравские мотивы», 1932).

В ранних рисунках (1920-е годы) запечатлён мир отверженных: нищих, безработных, крестьян-бедняков. В живописи 1920—1930-х преобладает тема деревни. Жанровые сцены исполнены в манере, близкой искусству примитива: локальная раскраска без моделировки объема цветом, грубоватый рисунок, обобщающий форму и силуэт, подчеркнутая декоративность композиционного решения («Пятеро в корчме», 1927, Белград, частное собрание). В дальнейшем в творчестве Хегедушича усиливаются черты социальной критики. В картине «Реквизиция» (1929, Риека) показана деревня, в которой власти жестоко расправляются с крестьянами.

В серии рисунков (34 листа) конца 1920 — начала 1930-х г., изданных в Загребе под названием «Подравские мотивы» (1932), представлены современная художнику нищая хорватская деревня и убогий быт городской окраины. Здесь художник прибегает к гротеску, программному антиэстетизму, используя нарочито грубый, угловатый рисунок, соответствующий запечатлеваемым образам. Сатирический гротеск в живописных произведениях порой сопровождается иносказанием, метафорой. В картине с латинским названием «Justitia» («Юстиция», 1934, Скопье, Художественная галерея) мастер как бы подытоживает все свои наблюдения, показывая деревню, в которой жандармы избивают, пытают и вешают людей. Аллегорическая фигура Справедливости в ужасе бежит из этого места.

В послевоенные годы художник остается верен прежней живописной манере, однако тематика его работ меняется. Значительное место занимает отражение тягостных впечатлений оккупационных лет: «Мертвые воды» (1956, Любляна, Художественная галерея), «Стражники концлагеря» (1957), «Транспорт узников» (1963). В других произведениях нарастают ноты пессимизма («Засуха», 3 варианта — 1957, 1959, 1961) и чувства одиночества и неприкаянности во враждебном мире («Двор», 1958).

Станковые рисунки «В цепях» (1932) и «Хлебине» (1935) — оба тушь, перо. С конца 1950-х гг. обращался к приёмам сюрреализма.

В 1971—1973 г. работал над большим циклом фресок военного мемориала в Тьентиште, посвящённого битве на Сутьеске .

Занимался иллюстрированием книг и созданием балетных и театральных декораций.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ