Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фромзель, Виктор Матвеевич

Фромзель, Виктор Матвеевич

Архитектура

советский и российский архитектор, представитель сталинского неоклассицизма, Заслуженный архитектор Российской Федерации


Фромзель Виктор Матвеевич (Авгидер Мордухович) (1909 — 2001) — советский и российский архитектор, представитель сталинского неоклассицизма, Заслуженный архитектор Российской Федерации.

Родился в Архангельске в еврейской семье. Дядя был техником-строителем, что подтолкнуло будущего архитектора в выборе профессии. С 1927 по 1931 год учился в ЛИСИ, затем в Академии Художеств. Среди его учителей были А.А. Оль, А.С. Никольский, И.А. Фомин, А.Е. Белогруд, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, Л.В. Руднев, Н.А. Троцкий.

В 1929 году, учась на втором курсе, он вместе с другими студентами (Б.Р. Рубаненко, Н.В. Барановым, Р.С. Исраэляном) во главе с профессором А.А. Олем выиграл конкурс проектов столичного Двореца культуры ЗИЛа. Однако техническое проектирование было выполнено братьями Веснинами, а здание стало памятником конструктивизма. Позже он участвовал в проектировании Академии связи им. Буденного.

С 1 декабря 1934 года работал в институте «Ленпроект» («ЛенНИИпроект»)в мастерской Г.А. Симонова. Там он знакомится с О.И. Гурьевым, ставшим его другом и единомышленником на долгие годы.

  • Каменноостровский проспект дом № 2

  • дом № 25

  • дом № 47

Во время войны служил лейтенантом медицинской службы, там он познакомился с А.С. Данилевским, дружбу с которым поддерживал до самой его смерти.

Фромзелем совместно с О.И. Гурьевым был оформлен Каменноостровский проспект дома № 2, 17, 25, 27а, 34, 47. Дом № 2 построен в стиле сталинского неоклассицизма в 1949-1951 годах, был высоко оценен и быстро приобрел статус памятника архитектуры, а самих архитекторов выдвигали на Сталинскую премию.

Тандем двух архитекторов также проектировал: улица Рентгена дома 6, Стадион имени В. И. Ленина (ныне «Петровский»), Большой проспект ПС дом 34-36, 62, Московский пр., 22, 198, 200, 202, 204, кинотеатры «Спутник» (Бабушкина ул., 40) и «Космонавт» (Бронницкая ул., 24), малоэтажная застройка кварталов Дибуновской улицы и улицы Оскаленко, Енотаевской улицы, улица Савушкина, Школьная улица.

Тандем распался в хрущевскую эпоху после выхода постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», когда О.И. Гурьев, не желая мириться с ограничениями, ушел на преподавательскую деятельность.

В конце 1950-х гг. в мастерской О.И. Гурьева Н.Н. Надёжиным и В.М. Фромзелем был создан проект 9-этажного кирпичного «точечного» здания на 45 квартир. Дом-башня, созданный по заказу одного из первых в СССР ЖСК на Выборгской стороне, приобрел большую популярность и вскоре был утвержден как типовой (1-528КП-40) и реализован во многих районах города. Он стал единственным из серийных проектов, получивших своё неофициальное название — «точка Надёжина». Проект был отмечен публикациями в престижных зарубежных изданиях «L’architecture Francaise» и «The architectural Review» в 1964 и 1965 гг.

Также вместе с Н.Н. Надёжиным было построено здания кооператива «Моряк» на Конном переулке, 1.

В 1998 году Фромзель получил звание заслуженного архитектора Российской Федерации.

Одни из последних проектов — улица Льва Толстого дом 2А, рядом с домом авторства своего учителя — Дом с башнями.

Литература

  • Вячеслав Громов. Портрет мастера, Виктор Матвеевич Фромзель.. — Ардис, 1999. — Лето.
  • Александр Поздняков. Архитекторы сталинизма. — Санкт-Петербургские Ведомости, 2001. — 3 февраль (№ 22 (2412)).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ