Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фробишер, Мартин

Фробишер, Мартин

Мореплаватели

английский мореплаватель и капер, совершивший три экспедиции к берегам Северной Америки


Сэр Мартин Фробишер (англ. Martin Frobisher; 1535 или 1539, Альтофтс, Йоркшир — 22 ноября 1594, Плимут) — английский мореплаватель и капер, совершивший три экспедиции к берегам Северной Америки.

Биография

Родился в семье Бернарда и Маргарет Фробишер, в Альтофтсе (графство Йоркшир). По линии отца род Фробишеров восходит к шотландскому рыцарю Джону Фробишеру, отличившемуся во время войн английского короля Эдуарда I (1272—1307) в Уэльсе. Мать происходила из семьи известного лондонского купца и судовладельца Джона Йорка.

После смерти отца в 1542 году Мартина отправили в Лондон, под надзор опекуна — брата матери Джона Йорка. Сэр Джон Йорк рано заметил в племяннике «сильный характер, отчаянно дерзкую храбрость и от природы очень крепкое тело».

В 1553 году принимал участие в корсарско-работорговой экспедиции Томаса Уиндхэма к берегам Гвинеи, профинансированной Йорком. Во время следующей экспедиции в Западную Африку в 1554 году добровольно стал заложником одного из местных африканских вождей. Вскоре попал в плен к португальцам, но сумел освободиться.

По возвращении домой, вступил в брак с Исабель, вдовой Томаса Рикарда из Снейта, установив связи с корсарским кланом Хаукинсов. Между 1559 и 1562 годами совершил новую экспедицию за рабами в Гвинею.

Вернувшись в Йоркшир, устроился капитаном на один из трех каперов, снаряженных для действий против французов. В мае 1563 года вместе с братом Джоном Фробишером привел в гавань Плимут пять захваченных французских судов. В 1564 году перехватил в Ла-Манше корабль «Кэтрин», везший в Испанию гобелены для испанского короля Филиппа II, за что ненадолго угодил в тюрьму.

В 1565 году крейсировал в британских водах на корабле «Мэри Флауэр», захватив несколько купеческих судов. Раздобыв у вождей французских гугенотов, принца Конде и адмирала Колиньи, каперские грамоты, в течение нескольких лет охотился за судами французских католиков в составе эскадры из пяти корсарских кораблей.

В 1569 году достал каперское свидетельство, подписанное принцем Вильгельмом Оранским, и с двумя кораблями начал выслеживать испанские торговые суда. Заподозренный в пиратстве, в августе 1569 года снова был взят под стражу, почти год провел в лондонской тюрьме, но был освобожден по ходатайству леди Элизабет Клинтон, жены лорда-адмирала Англии.

В 1572 году поступил на королевскую службу, после чего нес патрулировал берега Ирландии, захватив одно немецкое и несколько французских судов. В 1573 году Филипп II предлагал ему перейти на испанскую службу.

В 1560-х годах начал интересоваться возможностью найти Северо-Западный проход из Атлантики в Тихий океан с целью достижения Китая и Индии. После обсуждения этого проекта с сэром Хамфри Гилбертом, Ричардом Хаклюйтом и Джоном Ди, предпринял ряд неудачных попыток заручиться поддержкой богатых судовладельцев, пока, наконец, не увлек своим проектом Эмброуза Дадли, графа Уорвика, приближенного королевы Елизаветы I.

Уорвик представил его проект членам Тайного Совета, которые в декабре 1574 году рекомендовали купцам Московской компании выдать ему лицензию на право поиска Северо-Западного прохода. Глава Московской компании Майкл Лок проникся идеей Фробишера и, в конце концов, убедил её членов поддержать его проект. 18 лондонских купцов выделили на нужды экспедиции сумму в 875 фунтов стерлингов, а сам Лок — 700 фунтов. Был построен 20-тонный барк «Гэбриэль», куплены 25-тонный барк «Майкл» и 10-тонная пинасса. Экипаж экспедиции насчитывал 35 человек. Доктор Джон Ди, придворный астролог и математик, побывал на судах Фробишера лично и проинструктировал его людей относительно астрономии и навигации.

7 июня 1576 года экспедиция отплыла из Рэтклиффа. Кристофер Холл был шкипером «Гэбриэля», Оуэн Гриффин — шкипером «Майкла». Когда суда проходили Гринвич, королева Елизавета I помахала им рукой и пожелала счастливого пути.

26 июня 1576 года экспедиция достигла Шетландских островов, откуда пошла через Атлантику на запад. 11 июля англичане увидели побережье Гренландии, но снег и туман помешали высадке на берег. Во время сильного шторма погибла пинасса и пропал барк «Майкл», капитан которого дезертировал.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ