Николай Карлович фон Мекк, (28 апреля 1863, Москва — май 1929, Москва) — российский предприниматель, представитель династии строителей и собственников ряда железных дорог. С 1892 г., четверть века возглавлял Общество Московско-Казанской железной дороги, одной из крупных компаний в России. В 1929 г. был расстрелян.
Начало биографии
Родился 28 апреля 1863 г. в Москве в семье известного железнодорожного деятеля, принадлежавшего старинному дворянскому роду фон Мекк. Его отец, Карл Федорович фон Мекк (нем. Karl Otton Georg von Meck), (1821—1876), был инженером — путейцем, успешно занимавшимся строительством частных железных дорог. Мать — Надежда Филаретовна фон Мекк (1831—1894). В семье выросло 11 детей, трое из которых — сыновья Владимир, Николай и Александр — участвовали в сохранении и развитии семейного дела.
В 1877 году, после окончания частного московского пансиона, поступил в Императорское училище правоведения в Петербурге. Решив отказаться от карьеры правоведа и посвятить себя исключительно железнодорожному делу, попросил у матери разрешение выйти из училища без выпускных экзаменов. Отсутствие специального образования не остановило его, он начал профессиональную деятельность с освоения основ, поработав в депо кочегаром, машинистом, конторщиком Николаевской железной дороги.
Предпринимательская деятельность до Октября
С 1884 г. кандидат в члены правления Общества Московско-Рязанской железной дороги, а с 1 ноября 1890 г. — член правления. Весной апреле 1891 г. по инициативе Министерства финансов было решено приступить к строительству участка казанско-рязанской железной дороги. Общество Московско-Рязанской дороги реорганизовали в Общество Московско-Казанской железной дороги, а 1 мая 1892 г. Н. К. фон Мекка избрали председателем правления нового общества. Более четверти века, вплоть до национализации в 1918 г., с его именем было связано активное расширение компании и её участия в развитии транспортной системы России. За первые девять лет его управления длина линий Московско-Казанской железной дороги увеличилась с 233 верст до 2,1 тысячи верст. Достижения компании были обусловлены проводимой фон Мекком технической политикой обеспечения профессионализма кадров, модернизации технического оснащения, тщательности изыскательных работ и проектирования. Он пользовался заслуженным авторитетом не только у собственных сотрудников и в деловых партнёров, но и в правительственных кругах и у членов царствующего дома. В состав акционеров Общества вошли крупные банки России.
В 1903 г., как председатель Правления Московско-Казанской железной дороги, отвечал за организацию паломнической поездки Николая II с семьёй в Саровский монастырь. Н. К. фон Мекк в самом начале русско-японской войны возглавил отдел отправки благотворительных грузов на Дальний Восток при Комитете великой княгини по сбору средств в помощь армии под сенью Российского общества Красного Креста. Великая княгиня Елизавета Федоровна отзывалась о нём как о «честнейшем слуге царю и отечеству».
Заботясь о подготовке специалистов, он открывал технические училища, участвовал в деятельности Общества распространения полезных книг. Поддержал организацию потребительской кооперации для снабжения железнодорожников продуктами.
В 1905 г. отказался выдать властям зачинщиков забастовок.
В 1912 г. на станции Москва-Сортировочная начали строить многоквартирный дом, а на станции Прозоровская основали посёлок, ссуды на приобретение участков в котором выдавались служащим дороги в размере трехгодичного жалованья сроком на 10 лет. Проект предусматривал обустройство электрической и телефонной сетей, водопровода, трамвайной линии, больницы, здания общественных собраний. Полной реализации планов помешала начавшаяся война 1914 г.
Член Совета Русско-Азиатского банка.
Гласный Московского Земского Собрания от Подольского уезда, член финансовой комиссии 1913—1915.
Почетный Мировой Судья Киевского Судебно-Мирового округа.