Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фицджеральд, Джон Анстер

Фицджеральд, Джон Анстер

Живопись

британский художник-романтик ирландского происхождения, крупнейший представитель викторианской сказочной живописи


Джон Анстер Фицджеральд (или Джон Анстер Кристиан Фицджеральд, англ. John Anster Christian Fitzgerald, 1819?, Ламбет (?), Великобритания — 1906, Великобритания) — британский художник-романтик ирландского происхождения, крупнейший представитель викторианской сказочной живописи.

Биография

О жизни художника известно мало. Он был сыном Уильяма Томаса Фицджеральда, который к моменту рождения сына был малоизвестным поэтом и искал себя на поприще театральной карьеры. Точная дата рождения художника неизвестна. Известно, что он был крещен в церкви Святой Марии в Ламбете 5 февраля 1823 года. Вероятно, он был старшим ребёнком в семье и ко времени крещения уже не был младенцем — ему было около пяти лет. На момент смерти в 1906 году Фицджеральду, как утверждалось в некрологах, было 87 лет.

Фицджеральд не получил профессионального образования художника. Его работы были впервые показаны в Королевской академии художеств в Лондоне в 1845 году. Его картины участвовали на этих выставках постоянно вплоть до 1902 года (в этом году художник представил картину на сюжет «Алисы в стране чудес»). Последовали выставки в Британском институте, в Королевском обществе британских художников и в Королевском обществе акварелистов, в Dudley Gallery. В конце 1850-х Фицджеральд создал серию изображений для «Иллюстрированных Лондонских новостей». Основная продукция художника, особенно в поздний период творчества, — картины на исторические сюжеты, портреты заказчиков и обнажённых натурщиц, не выходила за рамки викторианского стандарта. Наиболее значимы его картины в стиле «викторианской сказочной живописи», он даже получил прозвища «Fairy Fitzgerald» — «Сказочный Фицджеральд» и «King of the Fairy Painters» — «Король сказочных художников».

Художник часто не датировал картины и не надписывал их названия, а торговцы и коллекционеры часто переименовывали их. Обычно картины небольшого размера (30—36 сантиметров в длину), написаны маслом.

В 1849 году Фицджеральд женился на Мэри Энн Барр (англ. Mary Ann Barr, умерла в 1899 году), которой на тот момент было девятнадцать лет. У них было не менее четырех сыновей и двух дочерей. Его младшая дочь, Флоренс Гарриет Фицджералд (англ. Florence Harriet Fitzgerald, 1857—1927), была живописцем и скульптором. Она вышла замуж за пейзажиста Уолтера Фоллена Бишопа (англ. Walter Follen Bishop, 1856—1936) в 1889 году.

Современники вспоминали о нём: «Он был живописный старик, embued! ... Вся его жизнь была одним длинным "Сном в летнюю ночь"». Фицджеральд имел узкий круг знакомств, посещал лондонский клуб «Дикарь» (основан в 1857 году в честь Ричарда Сэвиджа), центром духовной жизни которого были искусство, литература и христианская религия, своим названием он был обязан поэту, а также желанию членов клуба отказаться от пафосности и элитарности подобных клубов и предстать «рабочими людьми («дикарями») в литературе или искусстве». Среди членов было много журналистов. В 1871 году в клуб стали принимать музыкантов и для него приобрели рояль.

Фальсификаторы XX века были активны в создании подделок сказочных картин художника. Подделки были выявлены, когда анализ обнаружил современные пигменты в этих картинах.

Особенности творчества и его судьба

Д. А. Фицджеральд черпал вдохновение в фольклоре, в собственном воображении, шекспировских сюжетах («Сон в летнюю ночь», «Буря») и в истории. Он писал портреты и многофигурные жанровые работы. При этом его произведения достаточно слабо связаны с литературными первообразами. В его творчестве находили мотивы Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего.

Картинам художника свойственен зловещий и трагический характер. Искусствоведы объясняли это ирландской фольклорной традицией изображения волшебных персонажей злыми, а не добрыми, и также воздействием наркотиков, которые, вероятно, употреблял художник. Некоторые его картины, например «Мистика снов» (англ. The stuff Dreams are Made, 1858) и «Плененная мечтательница» (англ. The Captive Dreamer, 1856), позволили исследователям предположить знакомство художника с опием и лауданумом. В этих картинах изображены гоблиноподобные фигуры, разносящие прозрачные бокалы с загадочным напитком и склянки, в которых в Викторианскую эпоху продавали в аптеках лауданум.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ