Георгий Иванович Фиртич (20 октября 1938, Псков — 27 января 2016, Санкт-Петербург) — советский и российский композитор, джазовый пианист, профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Биография
Родился в Пскове. Окончил Музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова (класс композиции Б. Можжевелова) и Ленинградскую консерваторию (1962, класс Юрия Балкашина и Бориса Арапова).
Во время учёбы начал выступать как пианист: в школьные годы с исполнением классики и собственных сочинений, в училище — как джазовый исполнитель. На старших курсах консерватории стал писать для кино (в этой области проработал почти 40 лет). В 1962 году вступил в Союз композиторов. С 1994 года руководил АСМ (Ассоциацией современной музыки) Союза композиторов Санкт-Петербурга. Умер 27 января 2016 года в Санкт-Петербурге.
Работа в кино
Если на съёмочной площадке появляется худощавый юноша с ясными детскими глазами и белобрысым чубом и если даже режиссёр уважительно называет его «Георгий Иванович», — трудно скрыть удивление и вполне законное журналистское любопытство. Этот мальчик, похожий на школьника, — композитор? Да, и одновременно дебютант в кино.
— М. Галина
За время работы в кино сотрудничал с режиссёрами Леонидом Гайдаем, Михаилом Швейцером, Владимиром Вайнштоком, Николаем Губенко, Владимиром Плотниковым, Аидой Манасаровой, режиссёром-мультипликатором Давидом Черкасским («Приключения капитана Врунгеля», «Доктор Айболит») и многими другими.
Работал с Владимиром Высоцким над мюзиклом, задуманным в 1973 году балетмейстером и либреттистом Кириллом Ласкари «Необычайное приключение на волжском пароходе» (27 музыкальных номеров на стихи Высоцкого; мюзикл запрещён к постановке коллегией Министерства культуры СССР, поставлен лишь десять лет спустя, после смерти Высоцкого, Семёном Спиваком и Владимиром Тыкке в Ленинграде), а также над киновестерном В. Вайнштока «Вооружён и очень опасен» (в фильм вошли три песни Фиртича в исполнении Л. Сенчиной; стихи для этих песен создавались Высоцким на уже сочинённые композитором мелодии).
Музыкальное творчество
Георгию Фиртичу принадлежат произведения как в академическом жанре, так и в области популярной музыки.
Не могу сказать, что она [музыка Фиртича] приносит сладостное удовольствие. Наоборот, она полна резкостей, неожиданностей, крутых поворотов в своём течении. Но она интригующе увлекательна и по-своему красива.
— Э. Финкельштейн
Академические сочинения
Среди академических сочинений выделяется ряд крупных партитур:
- 1961 — «Клоп», балет в двух действиях по пьесе В. Маяковского. В соавторстве с Ф. Отказовым (О. Каравайчуком). Либретто Л. Якобсона.
- 1964 — «Возвращение», телефильм-балет. Либретто К. Ласкари и В. Окунцова.
- 1971 — «Баня», опера по пьесе В. Маяковского. Либретто А. Почиковского.
- 1980 — Концерт-симфония для фортепиано и симфонического оркестра.
- 1998 — «Солнечная дорога», симфоническая увертюра.
- 1999 — «Воспоминания о Михайловском», симфоническая поэма.
- 1997 — Концерт для двух фортепиано и…
- 1999 — «Музыкальная терапия», фантазия-квинтет.
- 2000 — «Резонансы», симфония для камерного ансамбля.
- 2001 — «Псков», симфония.
- 2002 — «Солнечный ветер», симфония.
В симфонии «Солнечный ветер» не живописуется красота небосвода или игра лучезарных бликов, а передано грандиозное, всеохватное чувство ужаса от надвигающихся космических неспокойствий (М. Лобанов).
— М. А. Лобанов
- 2003 — «Конец Манвантары», симфония-мистерия для синтезатора (премьера состоялась в 2007 году в петербургском Ледовом дворце)
- 2003 — Струнный квартет
- 2004 — «Футу-Рус» («Амплитуды»), композиция для шести. На стихи В. Маяковского, Е. Гуро, Д. Бурлюка
- 2005 — Концерт-симфония для голоса и симфонического оркестра
- 2005 — «Город солнца», симфония-мистерия для синтезатора
- 2006 — Концерт для скрипки с оркестром
- 2006 — «Победа над солнцем», опера для солистов и инструментального ансамбля