Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Филозов, Альберт Леонидович

Филозов, Альберт Леонидович

Кино

25 июня 1937 - 11 апреля 2016

советский и российский актёр театра и кино, педагог ВГИКа, профессор РАТИ


Альберт Леонидович Филозов (25 июня 1937 — 11 апреля 2016) — советский и российский актёр театра и кино, педагог ВГИКа, профессор РАТИ. Народный артист Российской Федерации (1994).

Биография

Родился 25 июня 1937 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Получил профессию токаря, работал на Государственном подшипниковом заводе № 6.

В 1955 году вместе с Юрием Гребенщиковым был принят выездной комиссией в Школу-студию МХАТ (курс Виктора Станицына). Окончив учёбу в 1959 году, сезон 1959—1960 проработал в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского у М. М. Яншина, вводился на роли Е. П. Леонова. В 1960—1961 годах служил в театре имени Ермоловой.

В 1961 году был призван в армию, отслужил два года в сапёрном батальоне.

В 1963 году вернулся в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского (в котором формально числился до 1990 года). Работал с М. О. Кнебель и А. А. Поповым, играл в спектаклях Анатолия Васильева («Первый вариант „Вассы Железновой“», 1978 и «Взрослая дочь молодого человека», 1979).

С 1982 года репетировал c Анатолием Васильевым в Театре на Таганке пьесу Виктора Славкина «Серсо», премьера которой состоялась в июле 1985 года.

С 1989 года играл в спектаклях театра «Школа современной пьесы».

В 1991 — 1995 был мастером (совместно с Арменом Джигарханяном) актёрского курса во ВГИКе, преподавал в РАТИ.

В 2007 году дебютировал в качестве режиссёра, поставив на сцене театра «Школа современной пьесы» совместно с Ольгой Гусилетовой пьесу Ксении Степанычевой «22=5».

Умер утром 11 апреля 2016 года после тяжёлой болезни. Последние дни артист находился в больнице с онкологическим заболеванием. За два дня до смерти был оттуда выписан. Похоронен 13 апреля на Ваганьковском кладбище (участок № 43).

Признание и награды

  • Заслуженный артист РСФСР (29 марта 1983 года)
  • Народный артист Российской Федерации (29 августа 1994 года) — за большие заслуги в области театрального искусства
  • Орден Дружбы (18 ноября 2004 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
  • Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» (2014 год)

Творчество

Критик Нина Цыркун заметила:

Ускользающая характерность как бы смытых черт, отрешённый взгляд белесоватых, почти прозрачных глаз — «знаковый» облик Альберта Филозова задал ему амплуа постороннего: иностранца (первая роль в кино — Отто Тальвиг из Сынов Отечества) или чужого среди своих (инженер Петухов из телесериала И это всё о нём). А. Ф., впрочем, и сам прекрасно понимает, что он «другой», и в стаю не тянется. Представитель редкого у нас племени перфекционистов, искатель совершенства — прежде всего в себе самом. Уже известный актёр, он профессионально обучался музыке и танцам — чтобы сыграть, может быть, единственную роль, где эти умения пригодятся. В кино у него сложились доверительные отношения с режиссёрами негромкой славы, но, видимо, одной с ним группы крови. Скорлупка детского кино (Чёрная курица…, Вам и не снилось, Мэри Поппинс…, Рыжий честный влюблённый) стала для него уютным прибежищем, тем «отдельным» миром, где ему дозволено вести частное существование, играя некую свою историю для самого себя. Он добровольно запер себя в футляр немецкой фабрикации, объявив тихую войну излишествам — узорчатой пластике, игривости голосовых модуляций: даже в самых камерных ролях А. Ф. не опускается до утеплённой «проникновенности», даже в самых патетических эпизодах не глаголит и не рубит руками воздух. Но его футляр — штука в высшей степени практичная: он впору и негодяю-перебежчику (Вид на жительство), и добропорядочному секретарю (Никколо Паганини), и фашиствующему изуверу (Тегеран-43), и рохле (Вам и не снилось), и монструозному директору новорусского колледжа (Кто, если не мы). Фокус — в незаметной подсветке изнутри, преображающей матовую поверхность. Скупость не наличных, но востребованных средств; богатство скудного — режиссёр Гамлет Датский остался бы доволен актёром А. Ф. Тем более что главное сыграно им всё же не в кино, а в театре — во «Взрослой дочери молодого человека» и в «Серсо» у Анатолия Васильева. Здесь у него другая жизнь; здесь он заодно с самыми знаменитыми и модными режиссёрами, здесь он отважно пускается в самые отчаянные авантюры.

— Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Том III. СПб, «Сеанс», 2001

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ