Олег Васильевич Филипенко — российский и украинский актёр, кинорежиссёр, поэт, сценарист и продюсер.
Биография
Олег Филипенко родился 3 февраля 1965 года в городе Симферополе Крымской области Украинской ССР.
В 1991 году за два месяца до выпуска был отчислен из ГИТИСа, а в 1993 году восстановлен. В том же году получил диплом об окончании ГИТИСа (мастерская Оскара Ремеза и Марка Захарова).
В 1993 году был актёром Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького.
С 1995 года по 1997 год учился в Литературном институте им. А. М. Горького.
В 2005 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Петра Тодоровского и Наталии Рязанцевой).
Как актёр дебютировал в кинофильме Посредник.
В качестве режиссёра работал в сериалах «Автономка», «„Соседи“», «Улики» и в телевизионных художественных фильмах «Знак судьбы», «Осенний вальс».
Фильмография
Актёрские работы
- 1990 — Посредник — киномеханик
Режиссёрские работы
- 2006 — Автономка
- 2007 — Знак судьбы
- 2008 — Осенний вальс
- 2010 — Соседи
- 2011 — Улики
- 2012 — Брат за брата 2
- 2012 — Истории графомана
- 2013 — Я думал, ты будешь всегда
- 2014 — Брат за брата 3
- 2014 — Во всём виноват сценарист
- 2015 — Лингвистка
Сценарные работы
- 2012 — Истории графомана (при участии Ирины Легкодух и Игоря Савиченко)
- 2014 — Во всём виноват сценарист
- 2015 — Лингвистка
Продюсерские работы
- 2012 — Истории графомана
- 2014 — Во всём виноват сценарист
- 2015 — Лингвистка
Кинонаграды
- Призы «За лучший фильм» и «За лучший сценарий» кинофестиваля Высших курсов сценаристов и режиссёров «Посвящение» (за фильм «Зритель спит», 2005)
- Сериал «Соседи» был признан лучшей теленовеллой года на Украине в 2010 году.
- Призы «За лучший фильм» и «За лучшую женскую роль» кинофестиваля "Запорізьска сінерама", г. Запорожье (за фильм «Лингвистка», 2015)
- Приз «За лучший фильм до 5 минут» кинофестиваля "АРТКИНО", г. Москва (за фильм «Лингвистка», 2015)
Литературное творчество
- Олег Филипенко «Повесть о Демоне», поэма
- Олег Филипенко «История одного бездельника», роман в стихах
- Олег Филипенко «Один день неизвестного поэта», поэма, Москва ЭРА, 2000; (выдвигалась от издательства ЭРА на Антибукеровскую премию в 2000 г.)
- Олег Филипенко «Пусть одиночеством дохнёт вечнозелёным…» стихи, Москва, Литинститут им. Горького, 2005
- Олег Филипенко. «Перестрадать и высказать себя…» (О поэзии Анастасии Харитоновой)
- Олег Филипенко «Мир из бумаги», стихи,
- Олег Филипенко «Женщины», поэма
- Автор слов к песне «Любовь пронзает времена» (в соавторстве с Виталием Давыденко) к фильму «Осенний вальс»
- Олег Филипенко «Один день неизвестного поэта», поэма. — М., ЛУч, 2010. — 104 с.
- Олег Филипенко «Стыд», повесть. — М., Вест-Консалтинг, 2015. — 140 с.
Критические оценки
«…Поэзия Олега Филипенко — это поэзия ярких образов и точных деталей. Поэт уводит читателя в свой мир, увлекая стихотворным повествованием, в котором он — мастер. Ответвляясь от основного сюжета, перед нами проходят картины детства и отрочества лирического героя. Насыщенные краски романа, представленные поэтом в данной книге, заставляют нас живо почувствовать атмосферу, в которой лирический герой существует…»
- Анастасия Харитонова, поэт, о романе в стихах «История одного бездельника»
«Поэт-дурак вошел в нашу литературу просто-таки шагами Командора: разве что глухой не услышит. …если бы Филипенко не было, его следовало бы выдумать. Как Козьму Пруткова».
- Дмитрий Кузьмин, критик, о поэме «Один день неизвестного поэта»
«В отличие от описания одного дня известного «заключенного героя» Солженицына, герой Филипенко не рассчитывает на амнистию. Быть Поэтом его пожизненный приговор и божественный дар одновременно».
- Алексей Васильев, член Союза Журналистов России, из рецензии на книгу «Один день неизвестного поэта»
«Анастасия Орешкина-Николаева в рецензии на повесть Олега Филипенко "Стыд" отмечает: это "книга духовная. О человеке, который искал себя и не нашел. Но мне она также видится метафорой. Поскольку эта книга еще и о стране. Которая не нашла себя и решила начать все заново. Я имею в виду, конечно, события начала 1990х годов, хотя кому-то эта метафора может напомнить и о настоящем".
Действительно, подлинно духовная проза — метафорична. А то, что Олег Филипенко — крупный мастер слова, способный создать персонажа, даже больше: героя, близкого всем нам, являющего собой социотип человека 1990х, представителя потерянного поколения,— абсолютно точно.».
- Михаил Розенцвайг, критик, доктор философии, из рецензии на книгу «Стыд»