Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Феоктистов, Сергей Георгиевич

Феоктистов, Сергей Георгиевич

Журналисты

27 июля 1913 - 06 ноября 1999

фронтовой военный журналист, дальневосточный советский и российский поэт, автор песен, в том числе самой известной «Шуми, Амур», баснописец


Сергей Георгиевич Феоктистов (14 [27] июля 1913 — 6 ноября 1999) — фронтовой военный журналист, дальневосточный советский и российский поэт, автор песен, в том числе самой известной «Шуми, Амур», баснописец. Ветеран Великой Отечественной войны, подполковника в отставке, жил и работал в Хабаровске.

Член Союза писателей СССР с 1955 года, возглавлял секцию поэзии Хабаровской писательской организации, член ВКП(б)/КПСС с 1939 года.

Биография

Сергей Георгиевич Феоктистов родился 14 (27) июля 1913 года в д. Ерохино Московской области (ныне Ненашкинское сельское поселение Клепиковского района Рязанской области), пятый сын в крестьянской семье.

В 1931 году — учился в Студии рабочих поэтов, которую вел московский поэт Михаил Светлов. Он помог опубликовать Феоктистову первое стихотворение в московском журнале ВЦСПС «Клубная сцена» — «Ударный цех» (1932, № 7/8).

В 1932 году — окончил Коломенский педагогический техникум (ныне, Государственный социально-гуманитарный университет — ГСГУ), отрабатывал практику в школе ликбеза (ликвидации безграмотности) на паровозном заводе Коломны, работал учителем литературы, директором сельской школы.

В 1935 году — призван в ряды Красной Армии. Окончил военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей морской и сухопутной авиации им. Сталина (соврем. назв. ЕВВАУЛ). Инструктор Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков им. С. И. Грицевца (ныне ХВВАУЛ).

В 1940 году — окончил Военно-политическую академию им. В. И. Ленина (ныне ВУ МО), факультет «Газетное дело», направлен в качестве политрука в Хабаровск.

В 1940—1950 годах — корреспондент газеты Дальневосточного фронта (ДВФ) «Тревога»/ КДВО «Суворовский натиск» (Хабаровск).

Участник Советско-японской войны 1945 года (Маньчжурского похода и Сахалинской операции) 2-го Дальневосточного Фронта.

В 1950 году — собкор газеты «На страже Родины» (Сахалин).

По рекомендации Александра Твардовского поступил и в 1955 году окончил Литературный институт им. М. Горького.

В 1961 году — вышел в запас (подполковник), стал писать сонеты и мадригалы, блюзы и гимны, словно спешил оставить след во всех поэтических жанрах.

Я - Ваш военкор. И не ради гроша, Я точен и скор, как патрон Калаша.

В редакциях в Хабаровске отказывались его печатать «за острый язык». Типографские наборы повестей «Золотая просека» и романа об армии «Иван Шматко», анонсированные Хабаровским книжным издательством, были рассыпаны.

Из дневника:

«В жизни нас держат работа, родные люди, привычный уклад и воспоминания. Если остаются только воспоминания, мастерство превращается в эхо жизни…»

Сергей Феоктистов умер за рабочим столом — 6 ноября 1999 года, похоронен на Центральном кладбище Хабаровска.

Автор полсотни песен об Амуре и Хабаровске, сотни сказок, стихов и загадок для детей, сотни басен и фельетонов для взрослых, исторических повестей. Часть из них опубликована только после смерти.

Учениками или подопечными поэта в разные годы были Римма Казакова, Николай Наволочкин, Лада Магистрова, Павел Халов, Михаил Асламов и другие литераторы.

Творчество

Первый публикации «Задержали мародёра» — в Егорьевской районной (Московская область) газете «Красный путь» (1927—1928 гг.).

В 1939 году — в Краснодаре вышел первый сборник стихов «Крылатая Родина [пехота]».

С 1940 года, по прибытию в Хабаровск, познакомился и подружился с поэтом Петром Комаровым. Комаров предложил военкору испытать себя в антигитлеровской сатире и проявить свои таланты в жанре басни, притчи или частушки для сатирических плакатов КрайТАСС «Удар по врагу».

В 1942 году — написал песню «Шуми, Амур» (музыку на стихи положил Владимир Румянцев), которая принесла ему популярность, часто ее называют дальневосточным гимном.

Вспоминает дочь Светлана Феоктистова:

«Отец считал себя заложником своего „Амура-батюшки“. Пресса называла дальневосточный гимн „шедевром на все времена“ (А. Сохор, 1956), и все ожидали, требовали от авторов песни такого же уровня в каждом последующем музыкальном создании…»

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ