Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фаусек, Николай Викторович

Фаусек, Николай Викторович

Конструкторы

01 ноября 1895 - 15 марта 1938

один из первых российских лётчиков, видный деятель советской авиапромышленности, теоретик высотных полётов, конструктор Реактивного института, штатный преподаватель Московского авиационного института


Николай Викторович Фаусек (19 октября (1 ноября) 1895, Неаполь — 15 марта 1938, спецобъект Коммунарка, Москва) — один из первых российских лётчиков, видный деятель советской авиапромышленности, теоретик высотных полётов, конструктор Реактивного института, штатный преподаватель Московского авиационного института (МАИ).

В юные годы (1912) стал организатором и руководителем первого в России школьного авиамодельного кружка, публицист, историк и популяризатор авиации.

Потомственный дворянин, участник Гражданской войны, жертва политических репрессий в СССР.

Биография

Сын выходца из Чехии, известного зоолога, энтомолога, профессора Санкт-Петербургского женского медицинского института, профессора и директора Высших женских (Бестужевских) курсов Виктора Андреевича Фаусека и его жены ученого-зоолога, педагога, пропагандиста педагогического метода Монтессори Юлии Ивановны Фаусек (ур. Андрусовой) Николай Фаусек родился в местечке Вомеро близ Неаполя, куда его отец – в то время молодой зоолог – был командирован для научной работы. С окончанием в декабре 1896 года командировки отца, проживал в Петербурге, а также в имении писателя В.Н. Ладыженского Липяги Пензенской губернии. В 1906 году поступил сразу во второй класс известной в Петербурге гимназии Карла Мая. Среди товарищей Н. Фаусек выделялся яркими способностями, хотя учился вместе с весьма талантливыми людьми. Достаточно сказать, что его одноклассником и другом был будущий выдающийся физик, академик Яков Френкель. В те годы в гимназии К. Мая собралась целая плеяда будущих авиаторов – летчиков и авиаконструкторов: Григорий Векшин, Александр Апухтин , Виктор Кербер, Павел Депп, чуть позже - Владимир Поляк, Борис Янчевский , Соломон Данскер.

Лавка Растеряева в Гостином Дворе (объяснения в тексте)

Их лидером по праву считался Николай Фаусек, который вместе с Владимиром Векшиным (братом Григория Векшина) 24 января 1912 года организовал первый в Петербурге школьный кружок авиамоделистов, названный «Обществом любителей авиационного спорта». Вскоре он построил свою первую летающую модель с им же придуманным резиномотором. Вот как в своих воспоминаниях, правда, ошибочно указав год, об этом писал Виктор Кербер:

В 1908 г. Коля увидел журнал “Вестник воздухоплавания”, в котором была помещена фотография самолёта “Блерио VIII” в полёте. Коля тут же загорелся желанием сделать модель такого же самолёта и обязательно летающую. Начались поиски материалов… Долго ходил он по магазинам и набрёл на магазин Растеряева в Гостином дворе. Там глаза его разбежались: трубки, листы и проволока из различных цветных металлов. И вот в одном из дальних углов Коля поднял лист и поразился, как он лёгок. “Это что?” — спросил он. “Алюминий”, — ответил продавец… Лист алюминия стоил очень дорого — 90 копеек, но Коля всё-таки купил его… Всё свободное от уроков время Коля работал над моделями… Вскоре Коля добился замечательных результатов: он ставил свою модель на шасси на паркетный пол школьного зала и пускал. Модель бежала, самостоятельно взлетала на высоту 2–2,5 м, пролетала почти весь зал и, по выработке завода, планировала и садилась на пол на шасси. Когда стало тесно для полётов модели в зале, Коля перебрался во двор школы… Так появилась первая отечественная модель самолёта. Будучи ещё гимназистом последнего класса гимназии К. Мая, он успешно читал лекции о моделях самолётов, демонстрируя свою в полёте.
Первая действующая модель самолёта Н. Фаусека

В том же 1912 году, как воспоминала его мать Юлия Фаусек, по аналогии с тем, как ранее это сделал его товарищ Григорий Векшин, Николай сконструировал, построил и испытал собственный планер.

В 1913 году Н. Фаусек с золотой медалью окончил гимназию, и по рекомендации друга матери И. М. Гревса поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт императора Петра Великого. Через год, с началом Первой мировой войны Н. Фаусек продолжил учёбу и одновременно стал изучать лётное дело. В институте были открыты курсы теоретической подготовки будущих лётчиков, и он как студент мог свободно их посещать. Одновременно он работал на одном из петроградских авиазаводов. С 1916 года, ещё будучи студентом, Н. Фаусек стал активно публиковать свои технические идеи в журнале «Автомобиль». Нет сведений, когда и в какой лётной школе учился Н. Фаусек, но известно, что в годы Гражданской войны он лётчиком в составе авиационного отряда красных воевал на Туркестанском фронте. Свои впечатления о Гражданской войне Н. Фаусек подробно описал в очерке «Фронтовое», опубликованном в 1922 году журналом «Новая Россия».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ