Сергей Алексеевич Ульянин (13 [25] сентября 1871, Москва — 13 октября 1921, Лондон) — российский авиаконструктор, воздухоплаватель, военный лётчик. Инициатор практического применения аэрофотосъёмки в военном деле, создатель конструкции оригинального разборного самолёта.
Биография
Из потомственных дворян Московской губернии. Прекрасно говорил по-французски, очень хорошо по-английски, знал немецкий язык, изучал испанский язык и эсперанто.
- Окончил 2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус.
- 1894 — Окончил 3-е Александровское военное училище. Выпущен подпоручиком в пехотный полк.
- 1894 — Желая перейти на службу в артиллерию, он сдал экзамены при Виленском Окружном артиллерийском управлении.
- 1895 — Окончил офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка в Петербурге (по первому разряду). Выпущен в Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение.
- 1895 — Начал конструировать воздушные змеи с целью подъёма наблюдателя.
- Создал змейковый поезд — конструкцию из 7-10 змеев, способную поднять четырех наблюдателей.
- 1899 — Опубликовал в «Артиллерийском журнале» статью «Прибор для воображаемой стрельбы при пособии тиражных чисел» (идея прибора используется до сих пор).
- 1904 — Начал заниматься вопросом дистанционного управления летательными аппаратами, морскими кораблями и наземными экипажами.
- 1905 — Командир Варшавского крепостного воздухоплавательного отделения.
- 1908 — Получил привилегию на изобретение фотографического аппарата для автоматической записи фотограмметрических данных (аппарат использовался до 1920-х гг.).
- 1908 — Построил модель биплана с тандемным расположением крыльев и двумя двигателями (приз на конкурсе моделей в 1910 г.).
- 1909 — Проект двухмоторного аэроплана с тремя комбинациями опорных плоскостей.
- 1910 — В числе первых семи штаб- и обер-офицеров направлен для обучения полётам и получения диплома пилота-авиатора во Францию.
- 1910 — Получил привилегию на изобретение складного разборного змея и парусной каретки, а также на принцип дистанционного управления транспортными средствами.
- в начале 1910 г. капитан Сергей Ульянин вместе с братьями Владимиром и Александром Лебедевыми, коммерсантом Ломачем создали Петербургское Товарищество авиации (ПТА). ПТА в феврале того же года удалось получить заказ от Главного Инженерного управления на «складной» самолёт. В условиях контракта указывалось, что машина в разобранном виде должна перевозиться за войсками и приводиться в боевую готовность за 2 часа.
- 1910 — Проект разборного военного самолёта-разведчика (ПТА № 1, построен в 1911 г.).
- 9 августа 1910 — Четвёртым из российских военных и восьмым из русских получил диплом лётчика за № 181.
- 1910 — Призёр первого праздника воздухоплавания в России.
- 1910 — Первый начальник Авиационного отдела (АО).
- 24 ноября 1910 — Действительный член Императорского Русского Технического Общества (ИРТО).
- 26 января 1911 г. завершена постройка военного биплана «ПТА № 1», модификации самолета «Фарман-4», отличавшейся от базовой модели уменьшенной площадью крыльев и гондолой для пилота и наблюдателя. Самолет был удостоен премии на Первой международной выставке воздухоплавания 1911 года в Петербурге. Лётные испытания «ПТА № 1» на Коломяжском аэродроме в Петербурге проводил сам Владимир Лебедев.
- 1912 — Разработал проект правил конкурса приборов для метания бомб с аэропланов (аэростатов).
- 26 марта 1913 — Привилегия на «Разборную палатку для аэропланов».
- 5 октября 1913 — полковник.
- 18 августа 1914 — Первый начальник Военной авиационной школы в Гатчине (ВАШ).
- 1915 — Получил привилегию на изобретение гироскопа.
- 1915 — Первый председатель Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества.
- 10 октября 1915 — В манеже Адмиралтейства демонстрировал комиссии Морского ведомства действующую модель «Системы управления движением механизмов на расстоянии». Дистанционно (по радио) управляемый катер прошел из Кронштадта в Петергоф.