Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Улько, Григорий Ильич

Улько, Григорий Ильич

Живопись

советский и узбекистанский художник и живописец украинского происхождения


Григорий Ильич Улько (укр. Григорій Ілліч Улько; узб. Grigoriy Ilyich Ulko) — советский и узбекистанский художник и живописец украинского происхождения. Является одним из самых известных представителей современной самаркандской школы искусства. Известен как автор герба Самарканда и серии работ, посвященных трагедии Аральского моря и истории Узбекистана. Являлся членом Союза художников СССР и Заслуженным деятелем искусства Узбекской ССР. Работы художника представлены не только в музеях и галереях Узбекистана, но и других стран постсоветского пространства и в частных коллекциях.

Биография

Происхождение и ранние годы

Григорий Улько родился 5 апреля 1925 года в селе Екатериновка Алтайского края, расположенной в Западной Сибири и населённой в основном украинцами. Его семья переехала в Сибирь из села Карловка Полтавской губернии в 1912 году в ходе реализации реформ Петра Столыпина, предусматривавших освоение пустующих земель Сибири переселенцами из центральной части Российской империи, в том числе с Украины. В конце 1920-х годов многие крестьяне деревни были «раскулачены», а наступивший голод привёл к вымиранию многих крестьянских поселений. Многодетная семья Улько, потеряв двух детей, в 1930 году переселилась в Новокузнецк, где Григорий Улько к восемнадцати годам стал слесарем шестого разряда в одном из цехов Кузнецкого металлургического комбината. Весной 1943 года, в самый разгар Второй мировой войны Григория Улько призывают в армию, где он в качестве снайпера сопровождает эшелоны на фронт, но уже осенью его комиссуют и отзывают обратно на завод. Впоследствии Он писал: «именно там, на фронте, окончательно укрепилось моё решение: если останусь жив – стану художником».

Начало учёбы и её продолжение

Совмещая работу на заводе с учебой в вечерней школе, у него всё больше появляется желание стать художником. В 1946 году, после окончания войны, Улько оставляет работу в заводе и отправляется в Самарканд, где поступает сразу во второй курс Самаркандского художественного училища. Одним из его преподавателей в художественном училище был известный советский живописец, Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР — Павел Петрович Беньков. Учебу на художника он заканчивал в Ташкенте, куда училище переводят после смерти Павла Бенькова в 1949 году, а оттуда тремя годами позже переезжает в Харьков, где учится на отделении живописи Харьковского художественного института. В годы учебы в институте, Он активно занимается самообразованием, изучает чудом сохранившиеся после войны в фондах библиотеки журналы «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Аполлон», «Старые годы» и другие.

Творческая жизнь

В 1957 году Он идёт наперекор желанию руководства института и отправляется делать свою дипломную работу в пустыни Хорезма, где работает художником в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции под руководством Сергея Павловича Толстова. В течение нескольких лет Улько проведёт много времени в археологических экспедициях, живет в Киеве, Самарканде, Новокузнецке, пока не переезжает окончательно в Самарканд в 1960 году. Продолжительное время работал художником в составе археологических экспедиций по Средней Азии. Многие из этих экспедиций возглавляли известные советские археологи, такие как Михаил Евгеньевич Массон, Олег Михайлович Ростовцев и другие. В 1962—1968 годах Улько также учится в заочной школе дизайна в Москве и становится автором ряда монументальных проектов, лишь часть из которых была воплощена в жизнь. Среди них — не сохранившийся до наших дней монумент на въезде в Самарканд со стороны Бухары и мозаичные панно на фасаде самаркандского аэропорта. Интерес к современному монументальному искусству, дизайну и поп-арту художник сохранил на протяжении всей своей жизни, что часто приводило к непониманию со стороны властей, строго придерживавшихся канонов «социалистического реализма».

В эти же годы окончательно формируется его художественный почерк: монументальная манера письма, напоминающая и об иконах, и о фресках Согдианы, чёткий рисунок, локальный насыщенный цвет, обобщённое глубинное содержание картины. Улько обращается к таким общечеловеческим вопросам, как жизнь и память, взаимодействие между культурами, смена поколений. Этим вопросам посвящены такие его картины, как «Первые шеренги», «Живые и мертвые», «Счастье», «Автопортрет с сыном», «Финал», «Трое». Большое место в его творчестве занимают философские проблемы, касающиеся взаимоотношений человечества и времени, человека и пространства, а также вопросы взаимодействия между наукой и творчеством, традицией и новаторством. В 1970-е годы он создает такие работы, как «Диалог о времени» и «Диалог в пространстве», где исследует единые законы возникновения Макрокосма и Микрокосма и сопоставляет человеческое и космическое представления о древности и времени. Художник задумывает монументальный памятник, посвященный Самарканду и его месту в истории человечества и в Космосе. Проект представлял собой три изящных пересекающихся эллипсоида, устремлённые вверх и покоящиеся на одной точке, как гигантский межпланетный корабль, приземлившийся в пустыне. Проект, был отвергнут за «излишний формализм», а в вытянутых дугах эллипсоидов критики увидели «апологетику ислама». Спустя 30 лет упрощённый вариант монумента был установлен во дворе Самаркандского сельскохозяйственного института.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ