Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Улу-Мухаммед

Улу-Мухаммед

Чиновники

меньшой


Улу-Мухаммед хан (Улуг Мухаммед, тат. Olu Mxmmt, Олуг Мхммт, 1405 — 1445, Казань) — средневековый государственный деятель, чингизид, золотоордынский (до 1436), крымский (1437) и казанский хан (1438—1445). Сын Ичкиле Хасан оглана, тукайтимурид. Получил прозвище «Улу» — большой, в отличие от другого Мухаммеда, который звался «Кичи» — меньшой.

Основатель Казанского ханства (1438), основоположник Касимовского ханства.

Хан Улуса Джучи в 1419—1423, 1426—1426, 1428. В 1428—1432 вёл упорную борьбу за владение Улусом Джучи с представителями младшей ветви династии тукайтимуридов. Потерпев поражение, бежал (1423) в Волжско-Камскую Булгарию. С помощью великого князя Литовского Витовта вернул золотоордынский престол (1426). Распространив свою власть на Крым, установил дружественные отношения с турецким султаном Мурадом II. Отправил посольство в Египет (1428—1429). В 1431 году на суд к Улу-Мухаммеду приезжали сын и внук Дмитрия Донского, претендовавшие на великокняжеское достоинство. Хан решил дело в пользу внука, Василия II Васильевича.

Происхождение

В источниках приводятся противоречивые данные о происхождении Мухаммед-хана, в связи с чем среди историков существуют разногласия по поводу личности его отца.

Согласно Абулгази, происхождение Мухаммад-хана таково: «Имя младшего брата вышеупомянутого [Мухаммад-хана] Тулек-Тимур, его сын Хабине, его сын Хасан оглан, именуемый Ичкили Хасаном, его сын Мухаммад-хан». Таким образом, согласно ему, отцом Мухаммад-хана является Ичкиле Хасан.

По мнению других историков отцом Мухаммад-хана является Чагай. Абд ал-Гаффар Кырыми называет хана «Мухаммад бин Дж[а]гай оглан» В списке сочинения Кырыми, которым пользовался Луи-Матьё Лангле (англ.), отцом Мухаммад-хана назван один из близких родственников Тохтамыша Хасан Джефайи. Скорее всего, Лангле просто прочитал имя «Дж[а]гай» как «Джефайи». Халим Гирай передает это имя как «Джанай». Хасан Ортекин в работе «Родословная крымских ханов» читает его имя как «Джефаи».

В работе «Диван ал-инша» родословная Мухаммад-хана описана следующим образом: «...Мухаммад-хан, сын Хасана, сын ахи Токтамыш-хана...»

Согласно Мунаджжим-баши генеалогия Мухаммад-хана такова: «Султан Мухаммад-хан, сын Тимур-султана, сына Тимур-Кутлуга, сына Тимур-Мелика, сына Урус-хана». При этом историк перепутал Улу-Мухаммеда с Кичи-Мухаммедом. По Мунаджжим-баши, эти два Мухаммеда были родными братьями. До недавнего времени эта версия происхождения Мухаммад-хана принималась большинством историков. Её придерживались Шигабутдин Марджани (который, однако, в отличие от Мунаджжим-баши, принимал Мухаммад-хана за внука Урус-хана), Хади Атласи, Ахмед Зеки Валиди (позже он принял точку зрения Абулгази). Газиз Губайдуллин ограничился лишь упоминанием о том, что Мухаммад-хан произошел из династии Чингис-хана. Согласно Мураду Рамзи Улуг-Мухаммад-хан не являлся братом Кучук-Мухаммад-хана. Василий Смирнов к окончательному выводу не пришел.

Михаил Худяков считал, что Улуг-Мухаммад-хан является сыном хана Джелаледдина и внуком Тохтамыша.

На данный момент считается, что наиболее верной является генеалогия, переданная Абулгази, то есть отцом Улуг-Мухаммада, по всей вероятности, является Ичкиле Хасан, в то время как Кичи-Мухаммед является сыном хана Тимура.

Борьба с Бораком за власть в Орде

Мухаммед-хан впервые предъявил свои претензии на престол Золотой Орды в 1419 году, к этому году относятся самые ранние из монет, выпущенных от его имени. По мнению Р. Ю. Почекаева, он пользовался поддержкой крымской знати, в первую очередь эмира Текие из рода Ширин. Он использовал момент анархии, наступившей после смерти Едигея. Выйдя из Крыма, он захватил власть в Волжской Булгарии и Хаджитархане и в 1420 году объявил себя ханом Золотой Орды. Известно, что, выдвинувшийся в Восточном Деште другой предводитель — Борак сын Койричака, которого поддержали многие представители знати Синей орды, Улугбек и главное — Мансур, искал убежища у Улугбека от Мухаммеда-хана. По мнению историков Абд ар-Раззака и Мунаджжим-баши, это происходило в 1420 году.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ