Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Уллас, Николай Николаевич

Уллас, Николай Николаевич

Архитектура

27 января 1914 - 23 декабря 2009

советский архитектор, народный архитектор СССР


Николай Николаевич Уллас (27 января 1914, Смоленск — 23 декабря 2009, Москва) — советский архитектор, народный архитектор СССР.

Происхождение

Дед — латыш Мартин Рейн Удриньш (он же Уллас) (1845-1916) унтер-офицер Лейб-гвардии Семёновского полка, с 1888 петергофский мещанин Мартын Иванович Уллас, заведующий кронштадтским городским водопроводом. Бабка Анна Дмитриевна.

Отец — Николай Мартынович Уллас (1875-1943) родился в г.Ораниенбаум (Ломоносов), православный, окончил Кондукторскую школу, военный инженер-строитель. В 1918-1923 в Красной Армии, начальник Смоленской военно-инженерной губернской дистанции. До 1936г. инженер-строитель, преподаватель строительного техникума (Смоленск). Брат отца НУ Александр Уллас, ст. фельдшер крейсера «Аврора » за отличия в Цусимском сражении награждён знаком отличия Военного Ордена 4-й степени. В 1906г. семейству Улласа М.И. с женой и детьми было пожаловано звание потомственных почетных граждан. Мать — Евгения Михайловна Уллас (Куприянова) (1881-1968) дочь артиллерийского чиновника, надворного советника, г.Тула.

Биография

Николай Уллас родился 27.01.1914 в Смоленске. После школы год работал электромонтером, в 1930 поступил в Смоленский строительный техникум.В 1932 после 2 курса по направлению поступил на 2 курс Высшего архитектурно-строительного института (с 1933 МАрХИ). Учился у Ладовского Н.А., Колли Н.Я., Полякова Н.Х., одновременно работал в мастерской академика Фомина И.А. Дипломный проект 1936г. «Новый город на Московском море. Планировка головного узла канала Волга-Москва. Здание речного и железнодорожного вокзала». 1936-1937-мастерская по проектированию канала Волга-Москва Военпроекта, курсант одногодичник. 1938-1941 ст. архитектор Сельхозстройпроекта.

В августе 1941 мобилизован в СА. В 1942-военный инженер 3-го ранга (капитан), с 03.1943 в действующей армии. Участвовал в освобождении Сев. Кавказа, Украины, Румынии, Югославии, Венгрии, Австрии. Командовал отдельным пограничным батальоном. Награждён двумя орденами Красной Звезды и медалями за освобождение Белграда, Будапешта, Вены. Четыре ранения, два тяжелых. Войну закончил в Вене в звании инженер-майор.

С 12.1945 — архитектор-автор мастерской генплана АПУ г.Москвы, 1947-1956-руководитель мастерской Юго-Запада НИИ Генплана Москвы, 1956-1961-гл. архитектор НИИ Генплана. 1961-1971 — зам.начальника ГлавАПУ Москвы, 1971-1982-зав.кафедры градостроительства МАрХИ. С 1982-профессор кафедры градостроительства МАрХИ. 1952-1971 — преподаватель МАрХИ, с 1967 профессор. Член ВКП(б)-КПСС 1942-1991.

  • Ордена «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени;
  • Лауреат Ленинской премии;
  • Заслуженный строитель РСФСР (1964), Народный архитектор СССР (1975);
  • Почётный член Российской академии архитектуры и строительных наук (1997).

Жена — Уллас Ольга Сергеевна (1924-2011), сын и дочь. Умер 23.12.2009 на 96 году жизни. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Основные работы

Основные работы (с соавторами): генеральный план Юго-Западных территорий Москвы (1948-1954), планировка и застройка Фрунзенской набережной и Комсомольского проспекта (1948-1956), планировка района МГУ (1949-1951), Центральный стадион в Лужниках (1954-1956, Ленинская премия 1959), технико-экономическое обоснование (ТЭО) генерального плана развития Москвы (1960-1966, Гран при Международного союза архитекторов (СЕА) 1966), генеральный план развития Москвы на 1971-1986гг. (1966-1971), жилой район «Матвеевское» (1966), мост на канале им. Москвы на Ленинградском шоссе (1971, премия Совмина 1972), обелиск на месте гибели Юрия Гагарина (1977, премия Ленинского комсомола за 1979). С середины 60-х годов НУ серьезно занимался проблемами расселения. От Союза Архитекторов СССР сделал доклады «Структура расселения» на 9 конгрессе Международного Союза архитекторов в Праге (1967) и «Демографический взрыв и проблемы градостроительства» на Всемирном совещании градостроителей в Мар-дель Плата (Аргентина) (1969). Большое влияние на становление архитектора НУ оказал его учитель проф. Ладовский Н.А., руководитель первого курсового проекта НУ 1933г. (наземный вестибюль ст. метро «Охотный ряд») и дипломного проекта 1936г. (Новый город на Московском море. Яхрома). Их сотрудничество не прерывалось почти до смерти Ладовского Н.А. осенью 1941г. В 1938-1941гг. Ладовский Н.А. был консультантом по архитектуре и планировке выполненных НУ в Сельхозстройпроекте проектов планировки и застройки Мордовской и Чишминской государственных селекционных станций, предприятий Винкомбината «Абрау-Дерсо», неосуществленные в связи с началом войны. Его теория динамично развивающегося города, разрыва радиальной структуры («парабола Ладовского») повлияла на формирование градостроительных принципов НУ. В Генеральном плане Москвы (1971) г. без труда обнаруживается та же идея разрыва радиально-кольцевой системы в юго-западном направлении, что получило окончательное оформление в Генплане 2009 года (утвержден в 2012), разработанном под руководством ученика НУ гл. архитектора Москвы Кузьмина А.В., и подтверждено решением о расширения территории Москвы на юго-запад.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ