Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Уголино ди Нерио

Уголино ди Нерио

Живопись

итальянский художник, известный также под именем Уголино да Сиена


Уголино ди Нерио (итал. Ugolino di Nerio, работал в Сиене с 1317 г. — ум. 1339—1349 г. в Сиене) — итальянский художник, известный также под именем Уголино да Сиена. Сиенская школа.

Биография

Уголино ди Нерио был одним из самых верных последователей и учеников Дуччо. Его имя несколько раз упоминается в архивных документах с 5 сентября 1317 по 6 февраля 1327 года, а Джорджо Вазари составил его краткую биографию. Несмотря на это сведений о художнике крайне мало: неизвестны дата и место его рождения (предполагают, что он родился около 1280 года в Сиене), а его произведения, за исключением Полиптиха из церкви Санта Кроче, не имеют подписи и даты изготовления. В связи со всем этим реконструкция творчества художника носит предположительный характер и меняется от одного автора к другому.

Согласно имеющимся документам, Уголино родился и вырос в артистической семье — его отец Нерио и два брата, Гвидо и Муччо, были художниками. Из сохранившихся документов известно, что семейство жило на склоне невысокого холма известного в Сиене как Терцо ди Камолья. По всей вероятности обучение навыкам художественного ремесла Уголино прошёл в мастерской отца, продолжив далее совершенствоваться, работая у Дуччо. На рубеже XIII—XIV веков Дуччо ди Буонинсенья был крупнейшим сиенским живописцем. Произведения Уголино демонстрируют подавляющую зависимость от творчества этого мастера, в связи с чем исследователи полагают, что Уголино наряду с Сенья ди Бонавентурой длительное время работал в его мастерской. Ряд экспертов поддерживает точку зрения Джеймса Стабблбайна, что Уголино принимал участие в создании знаменитого алтарного образа «Маэста» (1308—1311), усмотрев его руку в поясных изображениях апостолов в верхней части (несмотря на то, что контракт, подписанный Дуччо, обязывал его написать весь алтарь своей рукой).

Около 1315 года Уголино ди Нерио выработал свою творческую манеру, которая отличалась от манеры Дуччо рядом особенностей. Отличительной чертой изображённых им святых стало более тщательное наложение красок с целью придания большей рельефности изображению. В сложных многофигурных композициях он сокращал число персонажей, избегая деталей ради передачи сути драматического момента. В поздних произведениях Уголино усиливается готическое влияние, постепенно вытесняющее «византийские» навыки, полученные в мастерской Дуччо. В 1319 году Дуччо скончался, и на место ведущего художника Сиены выдвинулся Симоне Мартини. Влиянием именно этого мастера исследователи объясняют перемены в творчестве Уголино. Впрочем, приведённая реконструкция не имеет никаких документальных подтверждений, но основана лишь на попытках описать эволюцию мастера, выстроив приписываемые ему произведения в определённом порядке.

Имя Уголино ди Нерио обрело славу в первую очередь потому, что он выполнил два полиптиха для флорентийских церквей. Редко какому сиенскому художнику удавалось получить контракт в конкурирующей Флоренции (за распределением заказов и дележом художественного рынка Флоренции зорко следила местная гильдия художников). Исследователи считают два этих заказа торжеством сиенской живописной школы, которая переживала в начале XIV века свой «золотой век». Во Флоренции по заказу францисканского ордена Уголино создал полиптих для церкви Санта Кроче (сохранился частично), а по заказу доминиканцев написал полиптих для церкви Санта Мария Новелла (не сохранился, но возможно, что двумя его деталями были «Св. Андрей» из собрания Пола Гетти, Лос-Анджелес, и «Иоанн Креститель» из Народного музея, Познань).

В Берлин-Далем, лондонской Национальной Галерее, и нью-йоркском музее Метрополитен ныне находятся святые, и сцены страстей из него. Кисти Уголино приписываются также: «Полиптих» и «Распятие» в Пинакотеке г. Сиена, пределла с изображением «Распятия и двух донаторов» (Лондон, Институт искусства Курто), и ещё несколько «Распятий» и полиптихов с изображением «Мадонны с младенцем» и полуфигур святых.

Алтарь Санта Кроче

  • Реконструкция алтаря из сохранившихся частей.

  • Рисунок алтаря из ц. Санта Кроче сделанный в XVIII в. Библиотека, Ватикан.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ