Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Уваров, Сергей Семёнович

Уваров, Сергей Семёнович

Чиновники

05 сентября 1786 - 16 сентября 1855

русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения , действительный тайный советник


Граф (с 1846) Сергей Семёнович Уваров (25 августа (5 сентября) 1786, Москва — 4 (16) сентября 1855, там же) — русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения (1833—1849), действительный тайный советник. Почётный член (1811) и президент (1818—1855) Императорской Академии наук, действительный член Императорской Российской академии (1831). Наиболее известен как разработчик идеологии официальной народности.

Биография

Детство и юность (до 1801)

Представитель дворянского рода Уваровых. Сын Семёна Фёдоровича Уварова (1743—1788) от брака его с Дарьей Ивановной Головиной. Рано потерял родителей, воспитывался в семье тётки Натальи Ивановны Головиной, в замужестве княгини Куракиной. Получил начальное образование в доме князя А. Б. Куракина.

Начало службы, научная работа (1801-1832)

Службу начал в 1801 году в коллегии иностранных дел, в 1806 году был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 году назначен секретарем посольства в Париже. В 1810 году оставил дипломатическую службу.

С юности интересовался классической античностью. В ранней молодости опубликовал ряд работ по древнегреческой литературе и археологии, которые принесли ему европейскую известность, знакомство с Гёте и Гумбольдтами.

В 1811—1822 годах — попечитель С.-Петербургского учебного округа, затем — директор департамента мануфактур и внутренней торговли. Входил в литературное общество «Арзамас» (с прозвищем «Старушка»).

16 января 1811 избран почётным членом Императорской Академии наук. 12 января 1818 года был назначен президентом Императорской Академии наук и оставался им до самой своей смерти.

14 апреля 1828 года избран почётным членом Императорской Российской академии, а 24 января 1831 года — её действительным членом.

В Министерстве народного просвещения (1832—1849)

  • 21 апреля (3 мая) 1832 — 20 марта (1 апреля) 1833 — товарищ министра народного просвещения.
  • 21 марта (2 апреля) 1833 — 20 октября (1 ноября) 1849 — министр народного просвещения.

Уже 21 марта 1833 года, при вступлении в должность министра, Уваров писал в своём циркуляре, разосланном попечителям учебных округов:

Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединённом духе Православия, Самодержавия и народности.

Николай I на всю жизнь запомнил декабристов. Тайные общества и бунты виделись ему постоянно. В ответ на требования нового николаевского порядка Уваров предложил направить просвещение по самобытному пути. Он указал, что России нужно такое просвещение, которое давало бы умных, дельных, хорошо подготовленных исполнителей. Просвещение, которое не только бы давало знания, но ещё и воспитывало бы верноподданных государя-императора. По сути дела Уваров стремился лишить европейское просвещение его неотъемлемой части — аналитического подхода, критического подхода к окружающему.

Триада «Православие, Самодержавие, Народность» впоследствии стала крылатым выражением и сжатым воплощением русской монархической доктрины. Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство». Такая концепция позволяла оградить широкие слои населения от получения университетского образования, которое по замыслу Уварова было зарезервировано только для представителей дворянского сословия.

В период своего министерства Уваров стремился усилить правительственный контроль над университетами и гимназиями. Вместе с тем при нем было положено начало реальному образованию в России и восстановлена практика командирования учёных за границу.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ