Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Турчанинов, Пётр Иванович (протоиерей)

Турчанинов, Пётр Иванович (протоиерей)

Религия

День рождения 12 декабря 1779

протоиерей, русский духовный композитор, гармонизатор древнерусских церковных напевов


Пётр Иванович Турчанинов (1 (12) декабря 1779 — 4 (16) марта 1856) — протоиерей, русский духовный композитор, гармонизатор древнерусских церковных напевов.

Биография

Родился в 1779 году в семье киевского дворянина. Воспитывался в киевском народном училище. Мальчиком был взят за прекрасный голос в хор генерала Леванидова. Князь Потёмкин слышал в Киеве леванидовский хор, был восхищён голосом Турчанинова и взял его в Петербург, поручив руководству Джузеппе Сарти. В 1792 году вернулся в Киев в тот же хор, бывший тогда под управлением Веделя. Вместе с ним был и в Харькове, где и закончил своё образование. Затем был регентом разных хоров в Киеве и Севске.

В 1803 году рукоположён во священника, а в 1809 году вызван в Петербург и назначен регентом митрополичьего хора. С 1827 года — учитель пения в Придворной капелле. По-видимому, на формирование музыкального вкуса и композиторской техники Турчанинова большое влияние оказал Д. С. Бортнянский.

Умер в 1856 году. Похоронен на Большеохтинском кладбище.

Музыкальное наследие

Турчанинов продолжил начинание Бортнянского в области гармонизации древнерусских распевов. В его переложениях видна любовь к церковному обиходу, стремление показать непреложную ценность древнерусской традиции. Как отмечает И. А. Гарднер:

«главная особенность духовно-музыкального творчества Турчанинова заключается в том, что он посвятил свой труд почти только гармонизациям многих уставных напевов; количество его свободных духовно-музыкальных сочинений по сравнению с гармонизациями уставных напевов невелико»

Турчанинов приложил много усилий для того, чтобы облечь эти мелодии в формы, понятные современникам, так как представители образованных слоёв общества уже разучились ценить строгость стиля одноголосного уставного пения.

Отличительными чертами гармонизаций Турчанинова являются:

  • частое предпочтение широкого голосоведения,
  • передача церковной мелодии как правило альту,
  • сохранение подлинных интервалов мелодического движения (если не считать альтераций).

Гармонизации Турчанинова не лишены известных недостатков, отмеченных современниками. Широкое голосоведение не только особенность, но и камень преткновения в переложениях Турчанинова, — за исключением баса, остальные голоса он большей частью заставляет петь в высших регистрах, что не всем хорам доступно. Например, протоиерей Дмитрий Разумовский писал:

«Широкое голосоведение составляет главный недостаток в произведениях Турчанинова. Трудно и почти невозможно найти такой хор, который бы мог легко и свободно исполнять их. Но он, кажется, писал свои произведения собственно для своего хора, а не для всех хоров русских, чрезвычайно разнообразных по своему составу и качеству».

Всё же его гармонизации представляют собой большой шаг в направлении от авторского произвола к древней певческой традиции. Эти произведения до сих пор звучат в православных храмах.

Из переложений наиболее распространены догматики, задостойники, ирмосы Великого четверга, Пятка и Субботы, «Тебе одеющагося», «Да молчит», воскресные тропари по славословии, херувимские и др.

Творчество протоиерея Петра Турчанинова стоит как бы на стыке двух эпох. В это время (вторая треть XIX в.) в светской музыке увлечение итальянским стилем уже «выходит из моды» и на смену ему является новая стилистика немецкого романтизма. Это направление проникает в обиход придворного хора и затем распространяется в Русской Церкви при деятельном участии А. Ф. Львова и его последователей.

В переложениях Турчанинова заметны черты обоих направлений. С точки зрения гармонии они примыкают к старой «итальянской» школе, то же можно сказать и об его стремлении к сохранению «правильного» метра. «Если в отношении к древней мелодии Турчанинов оказался „выше“ Бортнянского, то в его отношении к гармонии мало что изменилось, и тип звуковысотной организации остался по существу тот же. Сравнив ряд песнопений, нетрудно установить господство мажора и минора, которые как бы „поглощают“ древний напев, нейтрализуя его церковную ладовость, древнюю модальность», — пишет Н. С. Гуляницкая.

С другой стороны, налицо более внимательное отношение Турчанинова к тексту, он избегает в нём повторов и искажений. По всей видимости, создавая свои переложения, Турчанинов опирался на хорошо ему известную южнорусскую традицию «народной» гармонизации, например такую, которая существовала в Киево-Печёрской Лавре. Ему приписывается выражение: «Надо уметь находить простейшие подходящие аккорды», что характеризует его композиторский метод в отношении гармонизации.

Кроме переложений древних распевов, созданных Турчаниновым и оказавших серьёзное влияние на дальнейшее развитие певческого искусства в России, перу этого автора принадлежит также ряд сочинений в «свободном» стиле. В этой области композитор остается верным канонам «итальянского» периода как в отношении музыкальных приёмов, так и в интерпретации богослужебного текста. Автор счёл допустимой, например, произвольную замену и сокращение уставных стихов в концерте на слова песнопения Великой Субботы «Воскресни Боже, суди земли». Исполнение этой пьесы столь въелось в богослужебную практику Русской Православной Церкви, что многие священнослужители приходят в замешательство, когда слышат на богослужении это песнопение в изложении другого автора, со стихами, взятыми из Триоди, а не введёнными Турчаниновым.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ