Тургунбаева, Мукаррам: биография
Творчество
Роли
- 1929 — «Аршин мал алан» У. Гаджибекова — Зебо, Асия
- 1930 — «Уртоклар» К. Яшена — Анархон
- 1931 — «Утдан парчалар» А. Кадырова — Ялмагыз бану
- 1932 — «Кимга» А. Кадырова — Ялмагыз кампыр
- 1933 — «Ичкарида» К. Яшена и М. Мухамедова — Асальхон, Азадахон
- 1935 — «Гульсара» К. Яшена и М. Мухамедова — Асаль
- 1937 — «Гульсара» К. Яшена и М. Мухамедова — Гульсара
- 1938 — «Половецкие пляски» А. Бородина — Половчанка
- 1939 — «Наргиз» М. Магомаева — Дильбар
- 1942 — «Шерали» X. Гуляма и Б. Халила — Вера
- «Халима» Г. Зафари — Ойниса, Холжон-холя
Балетные партии
- 1939 — «Шахида» Ф.С. Таля — Шахида
- 1943 — «Ак-Биляк» С.Н. Василенко — Ак-Биляк
- 1945 — «Бахчисарайский фонтан» Б.В. Асафьева — Зарема
- 1946 — «Гуляндом» Е.Г. Брусиловского — Гуляндом
- 1949 — «Балерина» Г.А. Мушеля — индийская делегатка
- 1952 — «Эсмеральда» Ц. Пуни, дополнительные номера С.Н. Василенко в редакции Р. Глиэра— Цыганка
Участие в постановках
- 1939 — «Шахида» Ф.С. Таля (совм. с А.Р. Томским и У.А. Камиловым)
- 1943 — «Ак-Биляк» С.Н. Василенко (совм. с Ф.В. Лопуховым и У.А. Камиловым)
- 1946 — «Ак-Биляк» С.Н. Василенко (совм. с Е.Н. Барановским и У.А. Камиловым)
- 1949 — «Балерина» Г.А. Мушеля (совм. с П.К. Йоркиным)
Исполнение и постановка танцевальных композиций
- Сольные: «Дильхродж», «Индусский танец», «Пахта», «Уйгурский», «Нагора», «Абдурахман беги», «Кари наво», «Гульсара», «Хорезмский», «Аскари», «Танкисты», «Мунаджат», «Тановар», «Дуэт с бубнистом», «Джанон», «Гульрух», «Рохат», «Раккоса», «Нагора», «Бухарский», «Дильбар», «Пахтакор киз», «Андижанская полька», «Пилля», «Шодиена», «Мухайер», «Памирский», «Гайратли киз», «Индийский», в стиле «Бхарат натьям», в стиле «Манипури»), «Монгольский», «Албанский» (черногорский), «Корейский», «Андижанская полька», «Шалунья», «Встреча», «Друзья», «Кукла», «Хавас-кор», «Уйнасин», «Фергана рубаиси», «Узбекский вальс», «Дружба», «Хаваскор», «Завким келур», «Аста киелаб», «Афганский» (сольный-массовый), «Арабский», «Интизор», «Бахтли-ман», «Зеби-ниссо». «Кунглим куванчи», «Шахло». «Торджинаво», «Ожидание», «Смелая девушка»
- Массовые: «Дучава», «Катта уйин», «Усмония», «Садр», «Уфари сахта», «Кари наво», «Занг», «Уйгурский», «Пахта», «Абдурахман беги», «Хорезмский», «Ялла», «Теримчи киз», «Пилля», «Мухайер», «Голубь мира», «Великий канал», «За мир», «Ферганский», «Танец с шарфами», «Уфари санам», узбекский вальс «Бахор», «Уфари санам», «Шохе пэри», «Гуль уйин», «Бхарат натьям», «Бает», «Занг», «Андижанский», «Каракалпакский», «Наманганский», «Казахский Ала-тау»«Лязги», «Дильдор», «Джанон», «Дильбар», киргизский танец «Комузчи», «Андижанская полька», «Ферганача рез», «Каны-каны», «Гуллар», «Танец с двумя дойрами», «Дугоналар», «Бухарский», «Гульноз», «Хуммор», «Ухшайди-ку», «Гульрух», «Айлама», «Вальс», «Беш карсак», «Рохат», танцевальная сцена «Семь красавиц», «Танец с тарелочками», «Ташкентская пиала», «Чоргох», «Шабодалар», «Афганский» (сольный-массовый), таджикский — «Лола», «Эй шух, джанон», «Пенджабский», «Пакистанский», «Уйнагуль», таджикский — «Тюбетейка», маком — «Чоргох» (Голубой маком»),«Дурдоналар», «Альер», «Гульдаста», «Самаркандская весна», «Зор этинг», «Крымско-татарский танец», «Ёлларим», сюита «Узбекская свадьба»: «Молодожены», «Дойра зовет», «Праздник хлопка» (узбекский, казахский, киргизский, таджикский, туркменский — 3 части), «Танец в красных косынках», «Танец в паранджах», «Тановар», «Кирк киз» (сцена), «Нилуфар», «Зейнаб и Омон» (сцена), «Арабский», «Кари наво», «Жоним тассадук», «Бахт юли», «Наманганские яблоки», танцевальные картины «Озодлик» —«Освобождение», «Танец воинов».
Исполнение и постановка танцевальных композиций в спектаклях
- музыкальные драмы: «Уртоклар» К. Яшена (1930), «Ичкарида» (1933) «Гульсара» (1935) К. Яшена и М. Мухамедова, «Лейли и Меджнун» (1935), «Фархад и Ширин» (1937) Хуршида, «Тахир и Зухра» Т. Джалилова и Б. Бровцына (1949), «Ёркин йул» С.А. Юдакова (1951), «Азиз ва Санам» А. Бабаджанова, К. Атаниязова, Л. Степанова (1955), «Утро Хорезма» К. Атаниязова, Л. Степанова (1960)
- оперы: «Улугбек» А. Козловского (1942), «Гульсара» Р. Глиэра и Т. Садыкова (1949, 1963), «Кер оглы» У. Гаджибекова (1950), «Великий канал» М. Ашрафи и С. Василенко (1953), «Фархад и Ширин» В. Успенского и Г. Мушеля (1957), «Зейнаб и Омон» Т. Садыкова, Б. Зейдмана, Ю. Раджаби, Д. Закирова (1958), «Проделки Майсары» С.А. Юдакова (1959), «Сердце поэта» М. Ашрафи (1962), «Свет из мрака» Р. Хамраева (1966), «Возвращение» Я. Сабзанова (1969), «Ойджамол» И. Хамраева (1969)
- балеты: «Озодачехра» С. Василенко (1951)
- комедии «Шелковое сюзане» А. Каххара (1952)
- драмы: «Тайны паранджи» Хамзы (1956)
Фильмография
- 1940 — Асаль — подруга Асаль
- 1958 — Подарок Родины
- 1958 — Очарован тобой — Мукаррам Тургунбаева
- 1962 — Салом, Бахор! (документальный)
- 1972 — Санъатга баишланган умр (документальный)
- 1977 — Мукаррам-апа и сорок красавиц (документальный)
Память
- Государственный ансамбль народного танца Узбекской ССР «Бахор» носит имя Мукаррам Тургунбаевой.
- Имя М. Тургунбаевой присвоено объединению «Узбекракс» и одной из улиц города Ташкента
- В Ташкенте ежегодно с 1993 года в мае месяце проводится конкурс молодых танцовщиц имени М. Тургунбаевой.
- В Ташкенте в фойе концертного зала «Бахор» открыт музей М. Тургунбаевой.
- О жизни и творчестве известной исполнительницы сняты фильмы: «Салом, бахор» (1962), «Санъатга баишланган умр» (1971), «Мукаррама опа ва ир гўзал» (1977).
- В рамках мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения М. Тургунбаевой, 29.01.2013 в Мемориальном Доме-Музее Тамары Ханум состоялся Круглый стол на тему: «Творческое наследие Мукаррам Тургунбаевой и проблемы современного национального узбекского танца».
КОММЕНТАРИИ