Франц Тундер (1614, Любек — 5 ноября 1667, там же, нем. Franz Tunder) — немецкий композитор и органист среднего барокко. Был связующим звеном между ранним немецким барокко, черпавшем вдохновение в венецианском стиле и высоким барокко, нашедшем свою кульминацию в произведениях Баха. Был одним из основоположников формы кантаты.
Биография
По последним данным, Тундер родился в Любеке, а не в Баннесдорфе или Бурге на острове Фемарн, как предполагалось ранними исследователями. О его детстве почти ничего не известно, кроме того, что в возрасте 18 лет у его было достаточно таланта для получения должности придворного органиста у Фридриха III в Готторпе. За несколько лет до этого он совершил поездку в Италию вместе с Иоганна Хекельауэра, где, во время пребывания во Флоренции, вероятно, брал уроки у Фрескобальди (по утверждению покойного Иоганна Маттезона, оспариваемому современными исследователями).
Между 1632 и 1641 годами Тундер занимал должность придворного органиста в Готторпе. В 1641 был назначен главным органистом церкви Св. Марии в Любеке, сменив в этой должности Питера Хассе, а в 1647 стал еще старостой и казначеем. Эти должности Тундер занимал до самой смерти. Его преемником был Дитрих Букстехуде, женившийся в 1668 на дочери Тундера Анне Маргарите.
В 1646 стал основоположником традиции Abendmusiken — большой серии бесплатных концертов в своей церкви, самым искусным из них был Рождественский. Считается, что изначально концерты были предназначены для торговцев, собирающихся на еженедельное открытие биржи. Концерты продолжались в XVII—XVIII веках, отличаясь от других концертов бесплатным входом и финансированием частными торговцами. Концерты были возобновлены органистом Вальтером Крафтом в 1926 году.
Творчество
Тундер, наравне с Генрихом Шейдеманном и Маттиасом Векманном, является основным представителем Северонемецкой органной школы, несмотря на то, что сохранилось лишь небольшое количество его произведений.
Сохранившиеся произведения говорят о предпочтении стилю хоральной фантазии, хотя и известны его хоральные переложения, например Jesus Christus unser Heiland, примечательное своим соло в педали (одно из первых в органных произведениях), — техника, затем, развитая Букстехуде.
Писал также вокальные произведения: мотеты, хоровые кантаты, духовные арии.
Список произведений
- 9 духовных концертов для 1 певческого голоса, по На реках вавилонских
- 9 духовных концертов для 3-6 певческих голосов
для органа:
- 5 прелюдий (4 в соль миноре, 1 в фа мажоре)
- Канцона соль мажор на тему Делла Порты
- Хоральные фантазии:
Литература
- Georg Karstdt, "Franz Tunder", The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. Stanley Sadie. 20 vol. London, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Manfred Bukofzer, Music in the Baroque Era. New York, W.W. Norton & Co., 1947. ISBN 0-393-09745-5
- Kerala J. Snyder: "Franz Tunder", Grove Music Online ed. L. Macy
- Geoffrey Webber, "The Cambridge Companion to the Organ", edited by Nicholas Thistlethwaite and Geoffrey Webber. Cambridge University Press, 1998. ISBN 0-521-57584-2
Разносе
В честь композитора назван астероид (7871) Tunder.