Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тулинов, Михаил Борисович

Тулинов, Михаил Борисович

Живопись

художник, фотограф


Михаил Борисович Тулинов (1823—1889) — художник, фотограф.

Биография

Тулинов приобщился к фотографии с момента её появления в России ещё у себя на родине, в Острогожске. В 1850 году, увлёкшись живописью, он «рисовал самоучкой акварелью, занимался, также самоучкой, и фотографией». Для фотографии начала 1850-х годов умение «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты» было обязательным. Сам освоив этот процесс, Тулинов даже обучал своего друга, будущего художника Ивана Крамского; занятия фотографией определили интерес Крамского к психологическому портрету, научили его глубоко и верно судить об искусстве портрета.

Тулинов был первым фотографом Острогожска, который самостоятельно освоил трудоёмкую технологию мокроколлодионного процесса; он сам смастерил себе камеру-обскуру, а объектив к ней вышлифовал из дна рюмки. Известно также, что некоторое время он совершенствовался в искусстве, занимаясь в фотографическом заведении Витта в Воронеже.

В 1857 году, исследователь Воронежского края Николай Иванович Второв, изучавший его историю, статистику и этнографию, пригласил М. Б. Тулинова в экспедицию фотографом. В том же году Тулинов переехал из Воронежа в Санкт-Петербург. В столице Тулинов работал помощником фотографа Главного штаба, сотрудничал в журнале «Светопись». Глядя на занимавшегося в Академии художеств Ивана Крамского, Тулинов стал вольноприходящим учеником и в 1858 году за акварельный портрет получил звание неклассного художника, после чего поступил «в фотографию художника Деньера, где в должности главного помощника прожил более трёх лет». После этого он, в товариществе с академиком Щетининым и художником Берестовым, открыл ателье на Невском проспекте в доме № 60 под вывеской «Тулинов и К°».

В 1861 году Тулинов приобрёл заведение у Сергея Зимулина в Москве на Кузнецком мосту в доме Тверского архиерейского подворья (№ 17). Сам фотограф позже вспоминал:

Салтыков-Щедрин и Якушкин, гуляя по Кузнецкой улице, заметили на вывеске мою фамилию. Являются в фотографию. Снимаю фотокарточки в разных позах… Через несколько времени являются Краевский, а вскорости и Некрасов со своей знаменитой собакой… Наконец появляются Островский, Писемский, затем Аксаков и Катков

В ноябре 1863 года Тулинов получил аттестат Академии художеств и с начала 1864 года на обороте его бланков и на вывеске ателье появилось слово «художник».

В течение 1864 года М. Б. Тулинов был фотографом Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений, выполнял задания на территории Московского зоологического сада. В июле 1864 года «во время посещения Государем Императором Зоологического сада в Москве фотограф Русского общества акклиматизации Тулинов имел честь поднести Его Величеству альбом фотографических видов и снимков с животных сада, который всемилостивейше принят». Тулинов облюбовал территорию Зоологического сада для своего второго ателье, которое в конце августа 1865 года уже функционировало. Крамской писал жене в Петербург 28 августа 1865 года: «…пробыл у Тулинова утро, а после обеда (здесь обедают в час) мы поехали с ним в Зоологический сад в фотографию к нему, которую он там еще выстроил».

16 декабря 1865 года в газете «Московские ведомости» (№ 276) Тулинов сделал объявление о новинке, которая появилась в фотографии:

В недавнее время в Англии изобретены выпуклые фотографии, так называемые Фото — Камеи; это очень красивые фотографии, давая лицу выпуклость, прибавляет к верности фотографического снимка рельеф, и тем самым сближает ещё больше его сходство с натурой. Фото — Камеи делаются в моей фотографии по 4 рубля за дюжину

В 1864 году Тулинов отправил в Санкт-Петербург снимки, сделанные им с помощью изобретённого Норбертом Иосифовичем Габричевским объектива. Журнал «Фотограф» писал, что «существовавшие до сих пор фотографические аппараты давали возможность снимать группы почти в одном плане; сущность изобретения заключается в усовершенствованном сочетании стекол фотографического аппарата».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ