Трошин, Владимир Константинович: биография
Голос Трошина — небольшой, низкий мягкий баритон. Поклонники артиста говорят об уникальном, всегда узнаваемом тембре и о задушевной, доверительной интонации исполнения.
Ушёл из жизни 25 февраля 2008 года. Владимира Трошина похоронили 28 февраля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.
В Екатеринбурге установлена мемориальная плита Владимиру Трошину на фасаде дома № 17 по улице Ильича, где он жил с 1935 по 1943 годы. На памятной доске его портрет и нотный фрагмент песни «Подмосковные вечера».
Признание и награды
Государственные:
- Орден Почёта (3 апреля 2002 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
- Орден Дружбы (2 мая 1996 года) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
- Благодарность Мэра Москвы (11 мая 2006 года) — за вклад в развитие эстрадного искусства, активную общественную деятельность и в связи с 80-летием со дня рождения
- Медали
Общественные:
- орден Петра Великого I степени
- орден «Великая Победа»
- орден «Служение и честь»
Премии и звания:
- 1951 — Сталинская премия второй степени — за исполнение роли Ивана Яркина в пьесе «Вторая любовь» Е. Ю. Мальцева и Н. А. Векстерн
- 1967 — заслуженный артист Марийской АССР
- 1968 — заслуженный артист РСФСР
- 1985 — народный артист РСФСР
- Премия города Москвы 2006 года в области литературы и искусства (по номинации «эстрадное искусство») (31 июля 2006 года) — за заслуги в развитии музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
Являлся членом:
- Союза театральных деятелей России
- Союза кинематографистов СССР и Союза кинематографистов России
- Международного союза деятелей эстрадного искусства
- Гильдии актёров кино России
Творчество
Мастер эстрады
Владимира Трошина по праву называют легендой советской и российской эстрады. Артиста всегда отличала своя манера исполнения, свой творческий стиль. Его исполнительское искусство отличается глубоким проникновением в замысел автора, задушевностью, искренностью, сочетанием высокой артистичности с неповторимыми по своему обаянию вокальными данными. Каждая песня, которую он поёт, — это спектакль голоса, мимики, жеста, спектакль полутонов, разнообразия интонаций.
«Трошин — это история нашей эстрады», — сказал о нём поэт Николай Доризо.
Выйдя на эстраду в 1955 году с исполнением песен советских композиторов, он сразу привлёк к себе внимание разнообразной тематикой. Трошин пел о любви, о людях в белых халатах, о журналистах, устремляющихся на передний край жизни ради нескольких строчек в газете, и космонавтах, шагающих по пыльным тропинкам далёких планет. За три месяца до старта Юрия Гагарина в космос Трошин впервые исполнил на Всесоюзном радио песню Оскара Фельцмана на стихи Владимира Войновича «14 минут до старта» («Заправлены в планшеты космические карты...»). Но есть песня, которая занимает особое место в репертуаре певца.
В 1956 году Владимир Трошин был прилашён на Студию документальных фильмов, для записи новых песен для документальной ленты «Спартакиада народов СССР». Здесь он случайно услышал мелодию песни «Подмосковные вечера» Василия Соловьёва-Седого. По мнению многих песня сразу «не задалась»… Уж очень она звучала вяло, бесцветно, скучно, неинтересно. Тогда Трошин попросил разрешения дать попробовать ему исполнить её так, как он её понимает и чувствует. Поставили микрофон, оркестр заиграл, и случилось то, чего никто не ожидал: Трошин спел «Подмосковные вечера» так, что эта песня с первого же дубля в его сольном исполнении вошла в кинофильм и стала украшением картины. Дирижёр Виктор Кнушевицкий взялся за её аранжировку для солиста, хора и симфонического оркестра. Он вставил в песню знаменитый вокализ женского хора, на фоне которого «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина обрели крылья и облетели весь мир. Через год они стали главной песней на Международном фестивале молодёжи и студентов в Москве. Песня стала поистине народной и зажила собственной жизнью. Впоследствии Владимир Константинович говорил: «…Песня уходит от авторов и от исполнителя и живёт отдельной жизнью. Но она остаётся в нас потому, что песня как бы продолжение нашего сердца, и поселившись в других сердцах, она объединяет людей порой самых разных, разделённых временем и пространством…»