Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Трифон Печенгский

Трифон Печенгский

Религия

русский православный монах, провёл аскетическую жизнь на Кольском полуострове в XVI веке


Трифон Печенгский (Трифон Кольский; фин. Pyhittj Trifon Petsamolainen (Kuolalainen); колтта-саамск. Pss Treeffan; 1495 — 15 [25] декабря 1583) — русский православный монах, провёл аскетическую жизнь на Кольском полуострове в XVI веке. Является основателем Печенгского монастыря. Почитается Русской церковью в лике преподобных. Память совершается 15 декабря (по юлианскому календарю). Почитается в Соборах Кольских, Карельских, Новгородских, Тверских святых.

Известное «Житие святого Трифона» было написано приблизительно во второй половине XVII века на основании кратких записей-памятей, хранившихся в Печенгском монастыре. Не имея возможности восстановить биографию святого, его агиограф просто привёл разрозненные записи к виду классического жития, заполнив пробелы стандартными агиографическими оборотами о благочестивой жизни святого. Однако существуют документы, которые представляют обращение к молитве и покаянию святого в ином свете. В «Сообщении о земли лопи» голландский купец Симон ван Салинген передаёт рассказ самого Трифона о годах его молодости, когда тот был атаманом шайки разбойников, но пришёл к раскаянию: «Он был грозным для врагов воином, много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чём раскаялся и о чём горько сожалел: поэтому, он поклялся не носить в своей жизни полотна, решил сделать себе обруч вокруг пояса и (вдали) от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться перед Богом…»

Жизнеописание

Святой Трифон Печенгский (в миру — Митрофан) был сыном священника из Новгородской земли, города Торжок. Будущий святой родился в июне 1495 года. От юности отличался богатырской силой и крепким здоровьем. В молодости служил одному из местных бояр. Затем оказался на военной службе, а через время стал предводителем шайки разбойников, которая наводила страх на «каянских немцев» (финнов), доходя в своих разбойничьих рейдах до «Каяно-моря» (Ботнического залива). Имея необузданный нрав, однажды в ярости убил свою возлюбленную. После этого в раскаянии ушёл на север, на Кольский полуостров, реку Печенгу. Пятилетние скитания в диких лесах, полных опасностей, изнурительного холода и голода, закончились встречей с Феодоритом Кольским, пришедшим на север из Заволжья ради просвещения местных языческих племён.

После пяти лет совместных трудов, Митрофан, изучив язык лопарей, отправился для самостоятельной проповеди в землю своих скитаний, на реку Печенгу. Со временем миссионеры, испытывая яростное противодействие местных колдунов-нойдов, добились успехов в своей деятельности. Необходимость церковного строительства, священников для окормления вновь обращённой лопи потребовали нового путешествия проповедников в Великий Новгород к епархиальному владыке архиепископу новгородскому Макарию. В 1530 году Феодорит и Митрофан отправились в путь. Обратно на Север миссионеры возвращались со строителями, богослужебными книгами, церковной утварью. Вместе с ними шёл новгородский иеромонах Илия.

В 1532 году Митрофан при впадении реки Маны в Печенгу основал монастырь во имя Святой Троицы. Церковь освятил иеромонах Илия. Им же Митрофан был пострижен в монахи под именем Трифон. Трифон, виновный в пролитии крови, не мог воспринять священнический сан. Богослужение в монастыре совершал иеромонах Иона, бывший ещё недавно настоятелем Никольского храма в Коле, белым священником Иоанном.

В голодный 1548 год братия Кольского монастыря преподобного Феодорита, настаивая на облегчении монастырского устава и, как пишет князь Курбский, обладании землями и угодьями, избивает и изгоняет своего игумена. После этого они явились на Печенгу, к преподобному Трифону. Приход столь буйной братии вынудил и Трифона покинуть монастырь. Канон преподобному Трифону сообщает, что его жизни была угроза от «лихих людей». Варлаам Керетский, когда после своего покаянного плавания он оказался в Печенгском монастыре, предрекает о братии Трифону: «Будут люди и села зело неукротимы, яко дикие звери, твоей ярости и острожелчию подобящиеся». Трифон вместе с небольшой группой монахов на восемь лет отправляется в скитание, собирая милостыню, которую он отсылает в монастырь. В отсутствие преподобного оставшаяся там братия самовольно перенесла монастырь ближе к устью реки, в место более удобное для промысла и торговли. В 1556 году Трифон вернётся сюда с новым игуменом Гурием и царской жалованной грамотой, дарующей монастырю льготы. С этого времени Трифон окормлял свою буйную братию до конца жизни. А обращённые им лопари всегда видели во святом наставника в христианской жизни и защитника от притеснений «лихих людей».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ