Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Трапезников, Вадим Александрович

Трапезников, Вадим Александрович

Наука - Другое

28 ноября 1905 - 15 августа 1994

советский учёный в области электротехники и автоматики


Вадим Александрович Трапезников (1905 — 1994) — советский учёный в области электротехники и автоматики. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.

Биография

Родился 15 (28 ноября) 1905 года в Москве в дворянской семье. Поступил в Первую московскую гимназию, но закончить обучение не смог: сначала Октябрьская революция, затем гражданская война прервали его учёбу.

Начал работать в 1918 году: лаборант «Кооперахимии», нивелировщик в изыскательской партии, метеоролог «Мосхоза». В 1921 году без отрыва от работы окончил трудовую школу и поступил в МГУ имени М. В. Ломоносова, но в 1923 году перевёлся в МВТУ имени Н. Э. Баумана на электромеханический факультет, который окончил в 1928 году. Дипломная работа была выполнена на тему «Электрическое освещение поездов».

С 1928 по 1933 год работал во ВЭТИ имени В. И. Ленина, занимался поисками оптимальных параметров массово производившихся в то время промышленностью асинхронных двигателей. В 1929 году опубликовал первую научную работу «Исследование машины Розенберга». Всего в период с 1930 по 1946 год он публикует по этой проблеме 42 статьи, в основном в журналах «Электричество» и «Электротехническая промышленность».

В 1933 году перешёл в «Оргэнерго» на должность бригадного инженера, с 1938 года — главный инженер мастерских автоматики. В 1936 году получил первое авторское свидетельство (за номером 48911) «Устройство для автоматического регулирования температуры, давления и других величин». В 1937 году выходит в свет монография «Основы проектирования серий асинхронных машин».

В 1938 году получил приглашение на работу в ЦНИИ хлопчатобумажной промышленности руководителем лаборатории автоматики.

С 1930 года преподаёт в МЭИ имени В. М. Молотова, ассистент, преподаватель, профессор. В начале 1938 года ему без защиты присуждена учёная степень кандидата технических наук, а в конце того же года он успешно защищает докторскую диссертацию на тему «Основы разнопольного проектирования асинхронных машин».

5 июля 1941 года переходит в Институт автоматики и телемеханики, старший научный сотрудник. В Институте он организует лабораторию технических средств автоматики.

Вместе с Институтом уезжает в эвакуацию в Ульяновск. Там для нужд оборонной промышленности под его руководством были созданы автоматы для развески сыпучих тел (порохов) и контроля изделий массового производства.

В 1947 году вышла в свет книга «Автоматический контроль размеров».

В 1953 году избран членом-корреспондентом, а в 1960 году — действительным членом АН СССР.

В 1951 году назначен директором Института автоматики и телемеханики. С 1965 по 1978 год он, не оставляя поста директора Института, работал первым заместителем председателя Государственного комитета по науке и технике. Директором Института проработал до 1987 года.

Был избран в Академию наук СССР (академик 1960; член-корреспондент 1953). Состоял Почётным членом Венгерской и Чехословацкой Академии наук.

Стал первым заведующим (внештатным) кафедрой Общих проблем управления механико-математического факультета МГУ (1966). Фактическим организатором кафедры и её реальным заведующим был Сергей Васильевич Фомин. Кафедра в течение пятнадцати лет переживала очень трудные времена, но авторитет Вадима Александровича не позволил её разрушить. Руководил кафедрой до 1989 года.

Умер 15 августа 1994 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Научные интересы

Фундаментальные труды в области электрических, пневматических и гидравлических средств автоматизации.

Были созданы образцы электрических регуляторов и следящих систем, аналоговых электронных моделирующих установок (ЭМУ) — в конце 1940-х — начале 1950-х годов единственных вычислительных средств для моделирования работы систем управления летательными аппаратами. С 1946 по 1960 год было разработано десять поколений ЭМУ.

Совместно с заводом «Тизприбор» (Москва) были созданы агрегатная унифицированная система пневматических приборов (АУС), а затем унифицированная система элементов промышленной пневмоавтоматики (УСЭППА).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ