Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тотмин, Николай Яковлевич

Тотмин, Николай Яковлевич

Герои

19 декабря 1919 - 23 октября 1942

советский военный лётчик, Герой Советского Союза


Николай Яковлевич Тотмин (19 декабря 1919, Усть-Яруль, Енисейская губерния — 23 октября 1942, около Тосно, Ленинградская область) — советский военный лётчик, Герой Советского Союза. Награждён орденом Ленина.

Биография

Родился в семье крестьянина. Окончил семилетнюю школу, два курса Канского сельскохозяйственного техникума и аэроклуб, работал в колхозе. В ряды РККА вступил в 1939 году. В 1940 окончил Батайскую военную школу пилотов имени Героя Советского Союза А. К. Серова. Служил в 15-м истребительном авиаполку. С июня 1941 участвовал в Великой Отечественной войне, был лётчиком 158-го истребительского авиаполка (39-я истребительная авиационная дивизия, Ленинградский фронт), летал на И-16.

4 июля 1941 года старшина Николай Тотмин впервые в истории воздушных боёв совершил лобовой таран, за что 22 июля 1941 был удостоен звания Героя Советского Союза.

Лётчик 158-то истребительного авиационного полка старшина Тотмин отличился 4 июля 1941 года в воздушном бою во время налёта неприятельской группы самолетов (шесть Ю-88 и шесть МЕ-109) на аэродром Рожкополье. Дежурное звено, в котором находился и старшина Тотмин, приняло бой с превосходящими силами врага.

На исходе боя, когда у Тотмина не осталось патронов, он был атакован сверху «мессершмиттом». Тотмин принял бой, пойдя на лобовой таран противника. В результате столкновения, от которого гитлеровец пытался уклониться, немецкий лётчик и его самолёт погибли. У самолёта Тотмина тоже было отломано одно крыло. Но лётчик успел выброситься с парашютом.

— Из копии наградного листа.

За год участия в войне совершил 93 боевых вылета, провел 29 воздушных боёв, в которых лично уничтожил семь немецких самолётов. Старший лейтенант Тотмин погиб 23 октября 1942 года в воздушном бою в 18 км севернее города Тосно. Его самолёт упал в болото на оккупированной территории.

Весной 1990 года старожилы поселка Гладкое Тосненского района показали поисковикам место падения одного из самолетов. Оно представляло собой воронку диаметром 2х2 метра, заполненную водой. Рядом находились покореженные части самолёта. Части погибшего самолёта встречались по всему периметру воронки. Всё указывает на то, что самолёт упал с большой высоты на твердый грунт с рабочим двигателем. Об этом же свидетельствует положение и состояние двигателя в воронке, а также оторванные лопасти от вала винта. В заболоченном лесу лежали обломки американской машины Р-40 «Киттихаук». Удалось обнаружить сильно разбитые при падении костные останки летчика. Из личных вещей погибшего были найдены лишь фрагменты офицерского ремня, крючки от парашюта, части кожаного реглана.

Надежду на установление имени летчика оставляли найденные бирки с номером самолета (№ 2398) и двигателя (№ АС 42-35048). Началась долгая работа с архивными документами. Через четыре года из Центрального архива Министерства обороны пришла долгожданная весть, что это был Герой Советского Союза Тотмин Николай Яковлевич, пилот 158 ИАП.

Правительством Ленинградской области и администрацией Ирбейского района Красноярского края при согласии родных погибшего было принято решение о захоронении останков Николая Тотмина на родине, в поселке Усть-Яруль.

Память

В Усть-Яруле установлена мемориальная доска. Именем Тотмина были названы улицы в Красноярске, Усть-Яруле, Тосно, в селе Ирбейское.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ