Топорков, Андрей Львович: биография
Духовные стихи
- Г. Федотов. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам / Отв. редактор А. Л. Топорков; Комм. и подг. текста А. Л. Топоркова. М.: Прогресс, Гнозис, 1991. 192 с.
- Духовные стихи в русской литературе первой трети XX века // Русская литература. 2015. № 1. С. 5-29.
Детский фольклор
- Страшные истории и пародии на них // Школьный быт и фольклор. Таллин, 1992. Т. 1 С. 86—99.
- Детские секреты в научном освещении (Обзор современной литературы по детскому фольклору) // НЛО, 2000, № 45.
- Пиковая дама в детском фольклоре // Русский школьный фольклор: От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. М., Ладомир; АСТ, 1998. С. 15—55.
- Заумь в детской поэзии // Там же. С. 578—604.
Символика народной культуры
- Почему «решетом свету наношено»? // Русская речь. 1985. № 1. С. 121—123.
- Откуда у Бабы-Яги ступа? // Русская речь. 1989. № 4. С.126-130.
- Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 89-101.
- Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX-начала XX в., M., 1990. С. 67-135.
- Перепекание детей в ритуалах и сказках восточных славян // Фольклор и этнографическая действительность, СПб., 1992. С. 114—118.
- Горшок // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1995. Т. 1. С. 526—530.
- Дежа // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1999. Т. 2. С. 45-49.
- Земля // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М.: Международ. отношения, 1999. Т. 2. С. 315—321 (в соавт. с О. В. Беловой, Л. Н. Виноградовой).
- Еда // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 1999. Т. 2. С. 176—178.
- Дитя на выпекании // Родина. 2001. № 8. С. 96-99.
- Ложка // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 2004. Т. 3. С. 129—134.
- Печь // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 2009. Т. 4. С. 39-44.
- Решето // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 2009. Т. 4. С. 432—437.
- Стол // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 2012. Т. 5. С. 165—170.
- Тоска // Там же. 296—298.
Эрос в русской культуре
- Эротика в русском фольклоре // Русский эротический фольклор: Песни. Обряды и обрядовый фольклор. Народный театр. Заговоры. Загадки. Частушки / Сост. А. Л. Топорков. М., 1995.С. 5-18.
- Русский эротический фольклор: Песни. Обряды и обрядовый фольклор. Народный театр. Заговоры. Загадки. Частушки / Сост. А. Л. Топорков. М., 1995.
- Секс и эротика в русской традиционной культуре / Сост. А. Л. Топорков. М., 1996. 534 с.
- Эрос и порнография в русской культуре / Под ред. М. Левитта и А. Топоркова Москва. 1999. 700 с.
- Малоизвестные источники по славянской этносоциологии (конец XIX — начало XX в.) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 307—318.
- Ритуальное обнажение в народной культуре славян // Мифология и повседневность: Гендерный подход в антропологических дисциплинах. СПб., 2001 (в соавт. с Т. А. Агапкиной).
- Любовная магия // Славянские древности. М., 2004. Т. 3. С. 154—158.
- Нагота // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М., 2004. Т. 3. С. 355—359(в соавт. с Т. А. Агапкиной, М. М. Валенцовой)
- Целовать // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. М., 2012. Т. 5. С. 482—485.
Народное православие и язычество
- Материалы по славянскому язычеству (культ матери-сырой земли в дер. Присно) // Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984. С. 222—233.
- К проблеме этнографического контекста календарных песен // Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. М.: Наука, 1986. С. 76-88 (в соавт. с Т. А. Агапкиной).
- Воробьиная (рябиновая) ночь в языке и поверьях восточных славян // Славянский и балканский фольклор, 1989. С. 230—253 (в соавт. с Т. А. Агапкиной).
- Материалы по славянскому язычеству (древнерусские свидетельства о почитании деревьев) // Литература Древней Руси: Источниковедение. Л.: Наука, 1988. С. 224—235 (в соавт. с Т. А. Агапкиной).
- Давнiй украiнський обряд i пов’язана з ним пiсня // Народна творчiсть та етнографiя. 1989. № 4. С. 8-13 (в соавт. с Т. А. Агапкиной).
- Народное православие и язычество Полесья // Язычество восточных славян. Л., 1990 (в соавт. с С. Н. Оболенской).
- Чур меня! // Рус. речь. 1991. № 1. С. 68-75.
- Битье посуды; Голова; Гончар; Горшок; Дежа; Еда; Кабинетная мифология; Кукиш; Ложка; Мост; Нагота (в соавт. С Т. А. Агапкиной); Нож; Огонь; Окно; Переправа; Печь; Питье; Пожар; Порог; Поцелуй; Прощание; Река; Рука; Свет; Сердце; Сито; Смотреть; Солнце; Стол; Ступа и пест; Хлеб; Хлеб-соль // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2002.
- Что можно найти в бане, отправившись туда в полночь? (По поводу книги Вильяма Фрэнсиса Райана «Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России» / Пер. С англ. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 720 с.; ил.) // Антропологический форум. 2007. № 7. С. 351—371.
- Мифологический образ дерева, растущего из женского тела // Славянский и балканский фольклор. Виноградье. М., 2011. Вып. 11. С. 305—314.
- «Прожила как в мельничном колесе, вот таку жись»: записи мифологической и биографической прозы из с. Тихманьга // О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России XX—XXI вв. (к изучению биографического и религиозного нарратива) / Под ред. Е. Б. Смилянской. М.: «Индрик», 2012. С. 261—328 (в соавт. с А. Б. Ипполитовой).
КОММЕНТАРИИ