Магомед Омарович Толбоев (род. 20 января 1951) — Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, космонавт-испытатель, генерал-майор, доктор исторических наук, Советник министра транспорта РФ, депутат Государственной думы первого созыва, один из основателей авиационно-космических салонов МАКС и почётный Президент ОАО «Авиасалон», Герой Российской Федерации.
Биография
Родился 20 января 1951 года в селе Согратль Гунибского района Дагестанской АССР в многодетной семье. Родители: Омар Магомедович Толбоев — шофёр и Джавгарат Алиевна Толбоева — колхозница.
Образование и работа
Окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков им. В. М. Комарова в 1973 году, Московский авиационный институт (МАИ) в 1984 году со специальностью инженера-системотехника, Центр подготовки космонавтов и аспирантуру Российского университета дружбы народов им. П.Лумумбы, защитил степень кандидата технических наук.
С 1973 года — лётчик, затем старший лётчик 642 гвардейского Братиславского Краснознаменного авиационного полка истребителей-бомбардировщиков 5 Воздушной Армии, проходил службу в частях истребительной авиации Военно-воздушных сил Группы советских войск в Германии в должностях лётчика, начальника парашютно-десантной подготовки истребительного авиационного полка.
В 1977 году в связи с направлением на лётно-испытательную работу уволился в запас в звании капитана. В 1981 году окончил Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР и был направлен на работу лётчиком-испытателем в Лётно-испытательный институт им. М. М. Громова (ЛИИ, г. Жуковский). С 1984 года — космонавт-испытатель многоразового космического корабля «Буран», заместитель командира отряда космонавтов-испытателей ЛИИ.
Политическая деятельность
С 1993 по 1995 год — депутат Государственной Думы первого созыва, член депутатской группы «Новая региональная политика», заместитель председателя Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, член президиума Конгресса промышленников и предпринимателей Российской Федерации.
С 1996 по 1998 год — секретарь Совета безопасности Республики Дагестан. В июле 1994 года был делегатом Конституционного Собрания Дагестана. В ходе Конституционного Собрания РД выдвигался на должность главы республики — Председателя Госсовета, получил поддержку 442 участников КС (36,8 %), заняв второе место. В 1996 году предложил концепцию прекращения войны в Чеченской республике. Избирался сопредседателем партии «Всероссийский народный Конгресс», членом Высшего Совета Российской объединённой промышленной партии (1995).
С 1999 по 2000 год — на военной службе во внутренних войсках МВД России, на должности начальника авиации Московского военного округа внутренних войск — главного инспектора МВД России.
Испытательная и космическая деятельность
За период лётно-испытательной работы освоил и испытал десятки типов и модификаций самолётов. На его счету испытания МиГ-23М, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27. Несколько лет был членом сборной команды СССР по авиационному спорту. Освоил и впервые поднял в небо несколько типов сверхлёгких спортивных и экспериментальных самолётов. Совершил 2 благополучные аварийные посадки самолётов с неработающим двигателем и одну посадку Су-27 с разрушенным хвостовым оперением самолёта.
В 1976 году катапультировался из неуправляемого самолёта МиГ-15 УТИ. По другим данным[каким?] катапультирование происходило в учебных целях. Будучи начальником ПДС 642 гв. апиб М. Толбоев проводил учебные показательные занятия.
Испытывал на прочность самолёт МАИ-89, выполнил первый подъём в воздух сверхлёгких самолётов «Эльф», МАИ, М-15, «Стаер» и др.
В 1983-1994 годах прошёл полный курс подготовки в Центре подготовки лётчиков-космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Космонавты ЛИИ готовились к пилотируемым полётам на космическом корабле многоразового использования «Буран». В ходе программы «Буран» отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолёте-лаборатории Ту-154, оснащённом системой управления «Бурана», и МиГ-25, по аэродинамике приближенном к МТКК «Буран».