Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тинкторис, Иоанн

Тинкторис, Иоанн

Музыка

фламандский теоретик музыки и композитор


Иоанн Тинкторис (лат. Johannes Tinctoris; ок. 1435, близ Нивеля — 1511, предположительно во Фландрии) — фламандский теоретик музыки и композитор. Расцвет научной карьеры связан с периодом жизни Тинкториса в Неаполе, где он написал все дошедшие до нас музыкально-теоретические трактаты.

Биография

Отцом Тинкториса предположительно был Мартин ле Тентенье (Martin le Taintenier), мировой судья в городке Брен-л'Аллё, где родился Тинкторис. В 1460 служил викарием в кафедральном соборе Камбре, где вероятно брал уроки музыки у Гильома Дюфаи. Около 1460 — 1462 главный певчий (succentor) собора в Орлеане. В 1462 поступил в Орлеанский университет, где изучал гражданское и римское право; в 1463 стал поверенным в делах немецкого землячества (студентов). В начале 1470-х поступил на службу короля Фердинанда I (1423 — 1494) в Неаполе, где в течение 20 лет исполнял обязанности капельмейстера, придворного юриста и преподавателя музыкальных дисциплин. В 1490 подал заявку на получение титула доктора права, которого по всей вероятности был удостоен. Во время работы при дворе неаполитанского короля посещал Феррару (1479), Рим (1492), путешествовал по Европе с целью вербовки новых певчих (1487). Биографические сведения о последних 20 годах жизни практически не сохранились. После смерти короля Фердинанда (1494) Тинкторис вероятней всего вернулся на родину, где и скончался.

Научная деятельность

В своих трактатах Тинкторис затронул все основные проблемы музыкальной науки: контрапункт, учение о ладах, проблемы нотации и ритмики (в том числе, первое в истории систематическое описание синкопы), эстетические принципы музыкального сочинительства. Наиболее известны его труды «Книга об искусстве контрапункта» (1477), «Книга о природе и свойствах тонов» (1476) и энциклопедический «Определитель музыкальных терминов» (ок. 1475). Антикизирующие тенденции, типичные для ренессансной науки, проявляют себя, в частности, в экстраполяции принципа разнообразия (лат. varietas, diversitas), применявшегося в античной риторике, на многоголосную композицию. По Тинкторису, хороший композитор обязан быть изобретательным, а это значит максимально разнообразить применение метра и ритма, диссонантных и консонантных созвучий, использовать различные виды полифонической техники и т.д.:

Как в ораторском искусстве, по утверждению Туллия [Цицерона], слушателю более всего любезно разнообразие (varietas), так и в музыке чрезвычайную отраду для души слушателя уготовляет разнообразие созвучий (diversitas concentuum). Оттого и Философ в Этике, не усомнившись, утверждал, что разнообразие (varietas) — приятнейшая вещь, которая требуется человеку по природе. Этого разнообразия талантливый композитор (или опытный певчий) достигает, когда сочиняет (или исполняет) то одну мензуру, то другую, то одну совершенную каденцию (perfectio), то другую, то одну [ритмическую] пропорцию, то другую, то плавное голосоведение, то скачки, то с синкопами, то без синкоп, то с канонической имитацией (fuga), то без неё, то с паузами, то без пауз, то в диминуции, то без неё, т.е. ровно [так как записано]. Впрочем, всё нужно делать с умом, хорошенько обдумав (я не говорю сейчас о певческой импровизации, в которой разнообразие обязано произволу певчих, [а только о музыке нотированной]): те [приёмы достижения] разнообразия, что годятся для шансон, не годятся для мотета, а те, что для мотета, не подходят для мессы. Таким образом, любое нотированное сочинение (res facta) следует разнообразить (diversificanda) в зависимости от его жанра и масштаба, как учат бесчисленные творения — не только мои, но и многочисленных композиторов, процветающих в наши дни. Всевозможные примеры разнообразия (varietates) содержат мессы <...> Дюфаи и Фоге, мотеты Региса и Бюнуа, мотеты и шансон Окегема и Карона <...>

— Liber de arte contrapuncti III, 8

Тинкторис ввёл важное для понимания сущности музыкального произведения противопоставление фиксированного в нотной записи текста, res facta, иначе cantus compositus (букв. «распев сочинённый»), и «импровизированной» (по правилу) интерпретации того же текста в исполнительской практике, cantus supra librum (букв. «распев над книгой»), ныне известной у аутентистов как «пересочинение»:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ