Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Телеман, Георг Филипп

Телеман, Георг Филипп

Музыка

14 марта 1681 - 25 июня 1767

немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный критик и общественный деятель


Георг Филипп Телеман (нем. Georg Philipp Telemann; 14 марта 1681, Магдебург — 25 июня 1767, Гамбург) — немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный критик и общественный деятель. Известен также под анаграмматическим псевдонимом Меланте. Был широко известным музыкантом в Германии и за её пределами. Как композитор работал во всех современных ему жанрах музыкального искусства. Внёс значительный вклад в концертную жизнь, издательское дело и музыкальное образование Германии.

Биография

1681—1701: Детство и юность

Род Телеманов происходил из образованных Магдебургских семей; почти все его предки учились в университете. Его родители — Генрих (1646-85) и Мария (1642 1711). Род отца Телемана, Генриха Телемана, произошёл из области Нордхаузен, недалеко от Эрфурта; дед композитора был викарием в Кохштедте, недалеко Ашерслебена. Генрих Телеман посещал школу в Хальберштадте и Кведлинбурге, учился в университете Хельмштедта с 1664 года, и в 1668 году был назначен приходским священником в Хакеборне, прежде чем стать диаконом в церкви Св. Духа в Магдебурге в 1676 году. В 1669 году он женился на Йоханне Марии Хальтмайер (нем. Haltmeier), дочери протестантского священника из Регенсбурга, который, покинув пост диакона во Фрайштадте, недалеко от Линца, стал приходским священником недалеко от Магдебурга в 1625 году. Телеман утверждал, что он унаследовал свой музыкальный талант от матери. Профессиональными музыкантами в её семье были только племянник Марии, Фридрих Иоахим Хальтмайер (1668—1720), кантор в Вердене, и его сын Карл Иоганн Фридрих, органист в Ганновере и автор трактата о гармонии, опубликованного Телеманом в 1737 году. Кроме прадеда по отцовской линии, который одно время был кантором, никто из его семьи также прямого отношения к музыке не имел.

Из шести детей от этого брака зрелости достигли только младший сын, Георг Филипп, и рождённый в 1672 году Генрих Маттиас Телеман. Этот брат умер в 1746 году, будучи Евангелическо-лютеранским пастором в Вормштедте в г. Апольда. Отец Телемана, Генрих умер в 1685 году.

Позже Георг Филипп посещал гимназию Старого Города и школу Собора Магдебурга, где преподавали латынь, риторику, диалектику и немецкую поэзию. Особенно хорошо юный Телеман проявил себя в латыни и греческом. О его высоком уровне грамотности свидетельствует, например, тот факт, что он писал стихи на немецком, французском и латинском языках.

В Магдебурге он принимал участие в музыкальных представлениях, которые имели для города большое значение. Осваивал различные музыкальные инструменты, которые использовал в своих произведениях. Он учился играть на скрипке, флейте, клавесине и др. Его замечательный музыкальный талант начал проявляться с десяти лет, когда он пробовал впервые сочинять под руководством одного из первых учителей — Бенедикта Кристиани, кантора местной церкви, который занимался с ним пением. Так же обучался игре на фортепиано у местного органиста в течение двух недель. Уроки были достаточно консервативными и не принесли удовлетворения, как впоследствии утверждал композитор. Педагог учил его играть не по нотам, а по табулатуре, то есть буквенно-цифровой системе обозначения звуков. Помимо двухнедельного обучения игре на фортепиано Телеман не получил никакого дальнейшего музыкального образования. Мальчик самостоятельно обучался нотной записи, игре на скрипке и цитре. Принципы композиции он усваивал, делая транскрипции партитур Кристиани и других композиторов, что вдохновляло его на собственное сочинение арий, мотетов, инструментальных пьес.

В двенадцать лет Телеман сочинил свою первую оперу «Сигизмунд» (Sigismundus) на либретто Кристиана Генриха Постеля. Однако для того, чтобы отговорить Георга Филиппа от музыкальной карьеры, его мать (вдова с 1685) и родственники по окончании городской школы забрала все его инструменты и запретила заниматься музыкой. В этот небольшой период мальчик продолжал тайно писать пьесы по ночам, а также музицировать на заимствованных инструментах в уединённых местах. Дабы окончательно оградить сына от музыки, в конце 1693-го, или начале 1694-го года Мария отправляет Георга Филиппа в школу недалеко от Целлерфельда. Вероятно, она не знала, что новый местный смотритель Телемана в гуманитарных и землемерных науках, Каспар Кальвер (богослов, историк, математик и писатель) также серьёзно занимался музыкой. Он призвал Телемана возобновить музыкальные занятия, но учёбой не пренебрегать. В продолжение четырёх лет занимался с ним теорией музыки, сыграв тем самым определенную и, очевидно, весьма плодотворную роль в артистической биографии Телемана. Почти каждую неделю Телеман сочинял произведения для хора. Кроме того, он сочинял арии и инструментальные пьесы. В 1697 году Телеман стал школяром гимназии Андреанум в Хильдесхайме. Под руководством директора Иоанна Кристофа Лозиуса он совершенствовал своё музыкальное образование и учился здесь в основном как самоучка игре на клавикорде, органе, скрипке, гамбе, барочной флейте, гобое, свирели [уточнить], контрабасе и тромбоне.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ