Гейр Твейт (норв. Geirr Tveitt, 19 октября 1908, Берген — 1 февраля 1981, Нурхеймсунн) — крупнейший норвежский композитор середины XX века, центральная фигура национального движения в норвежской культуре 1930-х годов. Твейт также был талантливым пианистом и часто исполнял собственные сочинения. В его музыке выделяют несколько влияний — ранние балеты Стравинского, ритмы музыки Бартока, мистические настроения музыки Дебюсси и Равеля, но в первую очередь в его произведениях заметно влияние норвежской народной музыки.
Твейт родился в Бергене в семье учителя. Вскоре семья переехала в Драммен около Осло, но проводила там лишь зимние месяцы, а летом отправлялась на принадлежащую ей ферму около Хардангер-фьорда. При рождении Твейт был крещён как Нильс, но впоследствии, сочтя имя «недостаточно норвежским», сменил его на Гейр, а также прибавил второе «т» к фамилии для того, чтобы она произносилась более правильно. Твейт проявил способности к музыке, и учился играть на скрипке и фортепиано, а затем и писать музыку. В 1928 году он уехал за границу для продолжения обучения, учился в Лейпцигской консерватории, бывшей в то время одним из ведущих в мире музыкальных учебных заведений. Изучал композицию и фортепиано. Твейту хронически не хватало денег, и он зарабатывал на жизнь переводами. В 1930 году его произведение 12 Two-part Inventions in Lydian, Dorian and Phrygian было принято к печати издательством Breitkopf & Hartel, а на следующий год Лейпцигский симфонический оркестр исполнил его первый фортепианный концерт.
В 1932 году Твейт разочаровался в преподавании в Лейпциге и переехал в Париж, где брал частные уроки у Артура Онеггера и Эйтора Вилла-Лобоса, а затем поступил в класс к Наде Буланже. Позже он некоторое время жил в Вене, а в 1938 году через Париж вернулся в Норвегию. Его произведения имели большой успех в Осло, кроме того, он выступал также как музыкальный критик в газете Sjofartstidende. После Второй мировой войны он совершил большой концертный тур по Европе. Особенно успешным был его концерт в Париже в 1947 году.
Тем не менее, общая атмосфера после войны была в целом неблагоприятной для Твейта, так как в интеллектуальных кругах все проявления национальных чувств, составлявшие, в частности, основу его творчества, отвергались. В 1970 году сгорел его дом, при этом погибли около 300 его неопубликованных произведений, примерно 80 % его творческого наследия. Композитор так никогда и не оправился от этого удара, больше не писал музыку, и умер в Нурхеймсунне, коммуна Квам, в 1981 году.
Список Сочинений Гейра Твейта
Оперы
- Щедрый гном (Dragaredokko), опера в пяти действиях, соч. 104 (1940), ст. 1940, Берген
- Йеппе (Jeppe), опера по одноименной комедии Л. Хольберга, соч. 250 (1966-68), ст. 1968, Осло
- Народный напев (Stevlei), не ст., утрачена
- Запад — Юг — Восток — Север (Vest — Sud — Aust — Nord), опера (1939), не ст., утрачена
Балеты
Сны Бальдра (Baldurs Draumar), балет в 3-х действиях, соч. 81 (1935-38)
Биргингу (Birgingu), хореографическая драма (1939)
Домовой (Husguden), балет, соч. 184 (1956)
Для оркестра
Приллар (Prillar), симфоническая поэма в лидийском ладу, соч. 8 (1931), реконстр. в 1992
Симфония № 1 «Сочельник» (Julekvelden), соч. 183 (1958), реконстр. в 2008
Водный дух (Nykken), симфоническая картина, соч. 187 (1957)
Сто народных песен области Хардангер (Hundrad hardingtonar), цикл из шести сюит, соч. 151:
— Сюита № 1, соч. 151, № 1-15 (1950-54)
— Сюита № 2 «Песни гор» (Fjellstev), соч. 151, № 16-30 (не позднее 1955)
— Сюита № 3, соч. 151, № 31-45 (1956), утрачена
— Сюита № 4 «Свадебная сюита» (Brudlaupssuiten), соч. 151, № 46-60 (не позднее 1958)
— Сюита № 5 «Напевы троллей» (Trolltonar), соч. 151, № 61-75 (не позднее 1963)
— Сюита № 6, № 76-100, соч. 151, утрачена
Три пьесы из балета «Сны Бальдра» (1958), реконстр. в 1999 как «Симфония Бога Солнца» (Solgud-symfonien)