Жермен Тайфер (фр. Germaine Tailleferre, настоящее имя Марсель Тайфес, фр. Marcelle Taillefesse; 19 апреля 1892 — 7 ноября 1983) — французская пианистка и композитор, единственна женщина – член группы композиторов, известных как «Шестерка».
Преамбула
«Мари Лоренсен для слуха» так Жан Кокто говорил о Жермене Тайефер, единственной женщине знаменитой шестёрки, наряду с Жоржем Ориком, Луи Дюрей, Артюром Онеггером, Дариусом Мийо и Франсисом Пуленком. Долгое время считалось, что творчесво Тайефер может быть сведено к серии очаровательных работ для фортепиано, написанных в межвоенный период, и что её карьера композитора закончилась после Второй мировой войны. Стали забывать, что кроме этих небольших пьес, она сочинила камерную музыку, два фортепианных концерта, три этюда для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, «Кончерто Гроссо» («Concerto Grosso») для двух фортепиано, восьми солистов, квартета саксофонистов и оркестра, четыре балета, оперы, две оперетты, помимо многих других работ для небольших ансамблей или полного оркестра. Наиболее важные сочинения написаны между 1945 годом и до конца её жизни, 1983 годом. До недавнего времени, огромная часть её произведений оставались неопубликованными. Например, Концерт для двух гитар и оркестра, найденный и записанный только в 2004 году Крисом Билобрам и Кристиной Альтман в Германии. Только в последнее время, мы смогли измерить объем её работы и место, которое она занимает в французской музыке ХХ века.
Биография
Жермен Тайефер (Germaine Tailleferre) родилась 19 апреля 1892 года в одном из самых отдаленных юго-восточных поместий Парижа Парк-Сен- Мор (Saint-Maur-des-Fosss) под именем Марсель Тайфес (Marcelle Taillefesse). Её мать, Мари-Дезире, (в замужестве Тайфес) была вынуждена по воле отца разорвать помолвку, чтобы выйти замуж за молодого Артура Тайефес (Arthur Taillefesse). Отец выбрал его по той простой причине, что у них была одна и та же фамилия. Это брак по договоренности был самым несчастным, и единственной радостью Мари-Дезире были её дети.
Молодая Жермен начала учиться игре на фортепиано с матерью в очень раннем возрасте и сразу стала сочинять короткие произведения. Несмотря на противодействие отца, она поступила в Парижскую консерваторию по классу фортепиано и теории музыки и вскоре выиграла свой первый приз по теории музыки. В консерватории она занимается у Ж. Коссада (контрапункт), Г. Форе и Ш. Видора (композиция). Её первый успех произвел впечатление на отца, и он разрешает ей продолжать учебу, но отказываясь при этом её финансировать. Рост самосознания, в сочетании с местью, заставляет Жермен изменить свою фамилию Тейфесс на Тайефер (Tailleferre).
В 1912 году, в Парижской консерватории, Тайефер знакомится с Дариюсом Мийо, Жоржем Ориком и Артюром Онеггером, начает бывать в художественных кругах вместе с Г. Аполлинером, М. Лорансен, П. Фором, Ф. Леже, скульптором Эммануилом Центором, который впоследствии женился на Жанне, сестре Жермен. В 1913 году, в консерватории, Жермен выигрывает первые премии в конкурсах по контрапункту и гармонии, а в 1915 году по фуге. Также в консерватории, она познакомился и подружился с арфисткой Кэролайн Луиджи-Тардье, дочерью композитора и дирижера Александра Луиджи, который был тогда помощником Альфонса Хасельмана, учителя арфы. Для неё Тайефер написала «Маленькую книгу для арфы для Мадам Тардье» (1913-1917), которая представляла собой сборник из 18 небольших музыкальных пьес.
В 1917 году с помощью своих новых друзей, Тайефер вскоре знакомится с художниками П. Пикассо и А. Модильяни, жившими на Монмартре и Монпарнасе. В студии одного из этих друзей, 15 января 1918 года состоялся первый концерт «Новая молодежь» («Nouveaux Jeunes»), в котором принимали участие Франсис Пуленк и Луи Дюрей. В программе концерта были также произведения Тайефер «Подвижные игры» (Jeux de plein air) и Сонатина для струнного квартета (Sonatine pour quatuor cordes), который стал впоследствии Струнным квартетом (Quatuor cordes).