Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Солнцева, Людмила Ивановна

Солнцева, Людмила Ивановна

Психологи

24 марта 1927 - 26 октября 2009

советский и российский тифлопсихолог, тифлопедагог


Людмила Ивановна Солнцева (24 марта 1927, Москва — 26 октября 2009, там же) — советский и российский тифлопсихолог, тифлопедагог.

Биография

  • Родилась в семье служащего.
  • Школьное обучение Л. И. Солнцевой приходится на 1935—1945 гг.
  • С начала Великой Отечественной войны по сентябрь 1942 г. Людмила Ивановна вместе с матерью находилась в деревне Кочкорово.
  • После окончания школы Людмила Ивановна поступила в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова на очное психологическое отделение философского факультета. Училась у А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, П. К. Анохина, А. Н. Леонтьева, А. А. Смирнова и др.
  • Параллельно с обучением в вузе Л. И. Солнцева преподавала психологию и логику в девятых и десятых классах школы № 644 г. Москвы.
  • Окончила психологическое отделение философского факультета МГУ в 1950 году.
  • Поступила в аспирантуру кафедры психологии Московского педагогического института им. В. П. Потёмкина.
  • В 1953 г., завершив обучение в очной аспирантуре, защищает диссертацию по теме «Особенности произвольного и послепроизвольного внимания», Л. И. Солнцева некоторое время работала в справочно-библиографическом отделе Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина.
  • В 1960 году Л. И. Солнцева поступает на работу в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР в лабораторию психологии глухих.

Вскоре М. И. Земцова предложила Л. И. Солнцевой перейти на работу в её сектор обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей.

  • В 1978 году защищает докторскую диссертацию на тему: « Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста».
  • С 1979 года Л. И. Солнцева возглавляет лабораторию обучения и воспитания слепых детей Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР.
  • В 1988 году Л. И. Солнцева становится профессором, а в 1993 году избирается членом-корреспондентом РАО.

Научная деятельность

Вклад в развитие тифлопсихологии

Л. И. Солнцева прослеживая динамику психического развития слепых детей, пришла к убеждению, что заметные различия между общим психическим статусом слепых и зрячих в раннем возрасте постепенно сглаживаются вследствие улучшения динамики психического развития детей данной категории.

Л. И. Солнцева разработала теорию компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте. Исследование Л. И. Солнцевой формирования компенсаторных процессов, у слепых детей начиная с раннего детства, показало, что систему работы по компенсации слепоты следует создавать на основе анализа психологических требований, предъявляемых детям различными видами деятельности каждого возраста, того, насколько и как они владеют совокупностью операций и способов, с помощью которых осуществляется деятельность, а также каковы психические процессы, которые эти способы деятельности контролируют, регулируют и направляют. Исследования М. И. Земцовой и Л. И. Солнцевой показали, что Компенсация слепоты по своей сути не является замещением одних функций другими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребёнка новых сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих воспринимать и адекватно использовать информацию, поступающую от внешнего мира. Л. И. Солнцева выделила 4 стадии компенсации слепоты, наблюдавшиеся в раннем и дошкольном возрасте. Каждая из них представляет собой сложную систему способов осуществления деятельностей, доступных детям.

  • Первая стадия в системе компенсации слепоты обеспечивает слепому ребёнку создание широких интермодальных и интрамодальных связей, позволяющих ему активно реагировать на комплексы раздражителей внешнего мира и своевременно подготавливаться к важным жизненным актам. На этой стадии компенсации слепоты в её системе ещё нет иерархической структуры и соподчинения её компонентов. В этот период особого внимания заслуживает образование связей «предмет — звук», на развитие которых отсутствие зрения не оказывает прямого влияния. Независимо от зрения формируется также и моторная сфера ребёнка, что обеспечивает ей синхронность развития у слепого и зрячего и приводит к такому уровню сенсо-моторной деятельности, который позволяет слепому ребёнку осуществлять выделение и дифференцирование звуковых признаков предметов окружающего мира. С этим связан переход ребёнка на вторую стадию компенсации слепоты, который осуществляется примерно в возрасте 5-6 месяцев. У зрячего же ребёнка выделение и дифференцирование отдельных признаков предметов возникает ранее (в 3-4 месяца) и связано с развитием и функционированием зрения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ