Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Сишор, Карл Эмиль

Сишор, Карл Эмиль

Психологи

28 января 1866 - 16 октября 1949

американский психолог, один из основоположников тестологии музыкальных способностей


Карл Эмиль Сишор (англ. Carl Emil Seashore; 28 января 1866, Мёрлунда — 16 октября 1949, Льюистон (Айдахо) — американский психолог, один из основоположников тестологии музыкальных способностей.

Биография

Детство и юность

Карл Эмиль Сишор родился 28-го января 1866 года в Мёрлунде — небольшом городке на юго-востоке Швеции в семье фермеров Эмили Шарлотты Борг и Карла Густава Шёстранда. Фамилия «Шёстранд» (швед. Sjostrand) по-шведски означает «морской берег» — по-английски это же словосочетание звучит как «Сишор» (англ. seashore). У американцев произнесение шведской фамилии вызывало значительные трудности, поэтому дядя Карла, эмигрировавший в США раньше остальных Шёстрандов, адаптировал её для местного населения.

В 1870 году семья эмигрировала в США и поселилась в небольшой фермерской общине в округе Бун, штат Айова, где отец Карла приобрёл 80 акров земли и организовал ферму.

Карл, двое его братьев и две сестры получили начальное образование на дому. Как и прочие члены общины они говорили и читали по-шведски. Когда Карлу исполнилось 8 лет, он начал ходить в школу, которую организовал и возглавлял его отец. По окончании школы в 1882 году Карл трудился на отцовской ферме, а кроме того преподавал в местных школах.

Университет и первые научные исследования

В 1891 году Сишор окончил Колледж Густава Адольфа в Сент-Питере, штат Миннесота, где изучал математику, музыку, иностранные языки и литературу. Сишор прекрасно учился, пел в хоре, играл на различных музыкальных инструментах. Темой своей выпускной речи по окончании колледжа он избрал силу музыки как средства выражения чувств. В 1895 году окончил Йельский университет. Сишор первым среди выпускников факультета психологии Йельского университета получил степень доктора философии, защитив диссертацию о роли торможения в процессе научения.

Ещё во время учёбы Сишор начал работать в психологической лаборатории при Йельском университете, где учился вместе с Д. Т. Лэддом и С. Т. Скрипчером. Там он овладел разными экспериментальными методами, психологической статистикой и методами измерения, освоил также преобладавшую в то время структурную психологию Эдварда Титченера, систематический подход которого определил его мышление.

В 1897 году Сишор был назначен директором психологической лаборатории при Университете Айовы, где продолжил экспериментальные исследования, в том числе в области психологии музыки.

Научная деятельность

В течение многих лет Сишор вел экспериментальные исследования в области психологии музыки. Его теория музыкальных способностей была названа «теорией особенностей»: он полагал, что нет такого явления, как музыкальный талант вообще, и считал, что музыкальные склонности складываются из ряда особенностей, которые являются врождёнными и не подвержены влиянию обстоятельств. На основе своей теории Сишор разработал первый стандартный тест — «Шкалу музыкального таланта», и ещё ряд тестов, которые должны определить у людей наличие тех или иных способностей и в зависимости от этого установить, насколько человек чувствителен в отношении восприятия музыки и необходимо ли ему в дальнейшем заниматься ей. Кому-то, по его мнению, такие занятия были абсолютно противопоказаны, так как у тех не было врождённой склонности к восприятию музыки.

Система Сишора основывается на том, что основное значение для музыкального таланта имеют простейшие сенсорные способности, то есть способности улавливать мелкие разницы в высоте, интенсивности и продолжительности звуков.

Учёный выделял 25 музыкальных способностей:

  1. Чувство высоты звука
  2. Чувство интенсивности звука
  3. Чувство времени
  4. Чувство протяжённости звука
  5. Чувство ритма
  6. Чувство тембра
  7. Чувство консонанса
  8. Чувство объёмности звука
  9. Контроль высоты
  10. Контроль интенсивности
  11. Контроль времени
  12. Контроль ритма
  13. Контроль тембра
  14. Контроль объёмности звука
  15. Слуховые представления
  16. Двигательные представления
  17. Творческое воображение
  18. Объем памяти
  19. Способность к обучению
  20. Свободные музыкальные ассоциации
  21. Способность к музыкальной рефлексии
  22. Общая умственная одарённость
  23. Музыкальный вкус
  24. Эмоциональная реакция на музыку
  25. Способность эмоционально выражать себя в музыке.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ