Митрополит Серафим (в миру Дмитрий Александрович Александров; 19 (31) октября 1867, село Никитино, Карсунский уезд, Симбирская губерния — 2 декабря 1937, Кустанай) — епископ Русской православной церкви, митрополит Казанской и Свияжский.
Биография
Родился 19 октября 1867 года в семье чиновника.
Окончил Саратовскую духовную семинарию. Ещё в Саратовской духовной семинарии проявил особый интерес к старообрядчеству, участвовал в полемике со старообрядцами. С сентября 1889 года — помощник Саратовского Епархиального Миссионера.
По вступлении в брак в 1890 году рукоположен во диакона. В 1891 году посвящён во священника.
С 1894 года — Самарский епархиальный миссионер.
В 1906 году протоиерей Димитрий Александров принимал участие в Предсоборном присутствии, был членом его четвёртого отдела.
В марте 1909 года перешёл в епархиальную службу, где определён священником Витебской Рынково-Воскресенско Церкви. В том же месяце назначен сверхштатным членом Полоцкой духовной консистории.
В 1910 году возвратился к миссионерской деятельности, став Оренбургским епархиальным миссионером.
14 декабря 1914 года в Оренбурге хиротонисан во епископа Кустанайского, второго викария Оренбургской епархии. Хиротонисанию совершали: епископ Оренбургский Мефодий (Герасимов) с викарным епископом Дионисием (Прозоровским). Следует отметить, что он не имел ни высшего духовного образования, ни даже звания архимандрита; ему было 46 лет, в таком возрасте далеко не все монашествующие с академическим образованием становились архиереями.
С 24 марта 1916 года — епископ Челябинский, первый викарией Оренбургской епархии. В июне 1916 года участвовал в торжествах канонизации митрополита Иоанна Тобольского.
С марта по ноябрь 1917 года временно управлял Екатеринбургской епархией, вместо уволенного Временным правительством епископа Серафима (Голубятникова), отказавшегося признать Февральскую революцию.
Участник Поместного Собора 1917—1918 годов в Москве, на котором был секретарём Соборного епископского совещания. Во время обсуждения вопроса о том, «кто должен стоять во главе епархии — епархиальный собор или епархиальный архиерей» стал глашатаем «консерваторов», остаивавший первый вариант, однако оговорился, что не ратовал за единоличное управление епископа: должно быть единое соборное начало, но во главе этого соборного управления стоит епископ «как носитель божественной власти и силы, но власти, не господства, „не яко обладающе“, но власти — проявляющейся в пастырско-отеческом руководстве решительно всею жизнью Поместной Церкви, при содействии ему в том клира и мирян».
С 19 марта 1918 года — епископ Полоцкий и Витебский.
22 апреля 1918 года был назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии.
С сентября 1918 года — временный управляющий Тверской епархией. С 1919 года — епископ Тверской и Кашинский.
В 1920 году арестован Тверской ГубЧК, через несколько дней отпущен.
С 1920 года — член Священного Синода.
В 1921 году по поручению Патриарха Тихона занимался переговорами с обновленцами, не переходя в обновленчество, старался примирить обновленцев с Патриархом.
4 апреля 1922 года в Москве он был арестован за «сопротивление изъятию церковных ценностей» и помещен во внутреннюю тюрьму ГПУ, а с июня 1922 года по февраль 1923 года находился в Бутырской тюрьме. После освобождения проживал в Москве без права выезда в Тверскую епархию.
В 1922 году возведён в сан архиепископа.
Был известен своими частыми и последовательными контактами с ГПУ. На этот факт указывал митрополит Петр (Полянский) в своём письме 14 января 1926 года Евгению Тучкову писал, что частые посещения митрополитом Серафимом ГПУ истолковывались в народе не в его пользу, и его «народная молва прозвала даже „Лубянским митрополитом“»
С 24 марта 1924 года — митрополит с прежним титулом — Тверской и Кашинский.
21 декабря 1925 года, он был арестован в Твери, но вскоре отпущен.
С 18 мая 1927 года — постоянный член Временного Патриаршего Священного Синода при митрополите Сергии (до его «самоликвидации» в мае 1935 года).
С 15 июня 1928 года — митрополит Саратовский.
С 11 августа 1933 года — митрополит Казанский и Свияжский.
В 1933—1934 годы вёл работу по фиксации изменений в среде архиереев; датируемый 1934 года список обладает значительной полнотой: не упомянуты пять православных российских епископов: Памфил (Лясковский), Августин (Беляев), Дамаскин (Цедрик), Стефан (Адриашенко), Василий (Беляев), причём последний, скорее всего, по причине смерти. Примечательно, что в «Список» включены «непоминающие» епископы, в том числе и настроенные очень радикально, отрицавшие благодатность совершаемых в «сергиевской» Церкви таинств, при этом в «Списке» отсутствуют навходившиеся в расколе обновленцы и григориане, даже поставленные до уклонения в раскол. Отсюда следует, что создатели списка, несмотря на запрещения в отношении «отделившихся», де-факто признавали их полноценными, благодатными архиереями, в отличие от григориан и обновленцев. Такого понимания и сейчас придерживается Русская Православная Церковь..
26 декабря 1935 года награждён правом преднесения креста за богослужением.
15 ноября 1936 года уволен на покой.
20 ноября 1936 года арестован в архиерейской квартире. 27 февраля 1937 года постановлением Особого совещания НКВД приговорён к трем годам ссылки в Северный Казахстан, где его поселили в городе Кустанае, но там он вскоре вновь был арестован. 26 ноября 1937 года постановлением Тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области приговорён к высшей мере наказания и 2 декабря расстрелян.
Реабилитирован в 1989 году.