Нимфодора Семёновна Семёнова (по афишам: Семёнова-младшая, в замужестве Лестрелен; 1788 (в некоторых источниках 1787 — 9 апреля 1876) — артистка оперной труппы Императорских театров, младшая сестра Екатерины Семёновой.
Биография
Родилась в крепостной семье, мать — крепостная помещика Путяты, отец — учитель кадетского корпуса Жданов.
Училась в Петербургском театральном училище, в драматическом отделении в классе князя А. Шаховского. Будучи ученицей, в 1807 году дебютировала на сцене петербургского Каменноостровского (Большого) театра в партии Милославы («Днепровская русалка» Ф. Кауэра).
После окончания была зачислена в труппу Каменноостровского театра на амплуа инженю. Капельмейстер Катерино Кавос обратил внимание на певческие способности Семёновой и убедил её учиться пению. Оперные партии учила по слуху под руководством К. Кавоса, позднее брала уроки пения у Я. Воробьева. С 1809 года она выступала также в оперных спектаклях.
Своими успехами на сцене Нимфодора Семёновна была обязана своей хорошей игре. Также благосклонность зрителей объяснялась ослепительной красотой Семёновой, о которой сохранилось много восторженных отзывов, например «высокая, стройная, с необыкновенно нежным цветом лица, с синими большими глазами и как смоль черными волосами» (А. Я. Головачева-Панаева). Наиболее успешными были те роли Семёновой, к характеру которых она подходила своей внешностью. Однако же певицей Семёнова была средней, с недостаточно развитой техникой пения и недостаточной гибкостью голоса.
Современник писал о ней:
Имеет стройный стан и привлекательное греческое лицо. Голос её довольно приятен. С охотою и старанием, она в короткое время достигла до степени хорошей певицы; в отношении же к игре она давно уже пользуется правом отличной актрисы.— «Сын отечества»
С 1828 года на сцене московского Большого театра. В 1831 году оставила театр, получая пенсию в 4 тысячи рублей от Кабинета.
Нимфодора Семёнова пользовалась большим уважением в литературных кругах. В её гостях бывали А. Грибоедов, Н. Гнедич, В. Жуковский, А. Пушкин. Последний посвятил Нимфодоре Семёновне шуточное стихотворение «Желал бы быть твоим, Семенова, покровом», 1817—1820. Обладая сострадательным сердцем, широко занималась благотворительностью, в её доме наравне с её дочерями воспитывалось несколько бедных девушек. В театральных кругах в расчёте на щедрость Семёновой повелось приглашать её крестной матерью, и она никогда не отказывала. Только в одной метрической книге церкви при Театральном училище было записано более двухсот её крестников и крестниц. Оказывала постоянную помощь некоторым семьям хористов и даже театральных плотников и сторожей.
Долгие годы пользовалась покровительством мецената графа В. В. Мусина-Пушкина, с которым прожила больше 20 лет, и от которого имела трёх дочерей. Через несколько лет после его смерти вышла замуж за француза Лестрелена (1840).
За десять лет до смерти Нимфодора Семёновна, как и её сестра, ослепла. Скончалась в Санкт-Петербурге, была похоронена на Новодевичьем кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Роли
- Милослава — «Днепровская русалка» Ф. Кауэра, 1807
- Анюта — «Рассудительный дурак» А. Клушина, 1810
- Федра — «Ариадна» Ж. Расина, 1811
- Иоанна — «Иоанна д’Арк или дева Орлеанская», Карафф
- ?? — «Новая суматоха», А. Шаховской
- Вениамина -«Иосиф Прекрасный», Мегюль
- Зораима — «Зораима и Зюльнар», Боельдье
- Евхариса — «Телемак на острове Калипсы»
- Сервилия — «Титово милосердие», Моцарта
- Юлия — «Ромео и Юлия», Штейбельта
- Милолика — «Добрыня Никитич, или Страшный замок», Кавос и Антонолини
- графиня Сюрвель — «Целый роман, или Весь день в приключениях», Мегюль
- Роза — «Красная Шапочка», Боельдье
- Матильда — «Елисавета, королева Английская», Россини
- Анета — «Сорока-воровка», Россини
- Наташа — «Женщина-Лунатик», Кавос
- Изора — «Волшебный лес, или Спящая красавица», Вишняков
- Роза — «Молодая вспыльчивая жена», Боельдье
- Изора — «Рауль Синяя Борода»
- Агнесса — «Отец и дочь»
- Каролина — «Тайный брак», Чимароза
- Эльвира — «Рожер Сицилийский», Биртон
- Камилла — «Подземелье замка Убальдо»
- Милослава — «Русалка», Кавос, первая исполнительница
- Параша — «Девишник, или Филаткина свадьба»
- Заида — «Вавилонские развалины, или Торжество и падение Гиафара Бармесида»
- Зораида — «Жар-птица, или Приключение Ивана-царевича»
- Аббаса — «Гений Итурбиель, или Тысяча лет в двух днях визиря Гаруна»
- Розальвина — «Пиемонтские горы, или Взорвание Чортова моста»
- Алина — «Алина, королева Голкондская», Ф. Буальдье
- Юлия — «Пан Твардовский»
- Констанца — «Похищение из сераля»
- Роза де Вольмар — «Молодая вспыльчивая жена»
- Сандрильона — «Сандрильона»
- Евхариса — «Телемак на острове Калипсо»
- Нинетта — «Сорока-воровка»
- Розина — «Севильский цирюльник», Россини
- Церлина — «Дон Жуан»
Её партнёрами были П. Злов, Г. Климовский, В. Самойлов, М. Шелехова. Вместе с Е. Сандуновой участвовала в дивертисментах, где исполняла русские народные песни.