Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Селли, Джеймс

Селли, Джеймс

Философы

03 марта 1842 - 01 ноября 1923

английский философ, психолог, пионер детской психологии в Великобритании


Джеймс Селли (англ. James Sully) (3 марта 1842, Бриджуотер — 1 ноября 1923, Лондон) — английский философ, психолог, пионер детской психологии в Великобритании. Один из основателей Британского психологического общества.

Биография

Д. Селли родился 3 марта 1842 года в Бриджуотере, в семье коммерсанта, где было уже восемь детей.

Первоначальное образование получил, окончив Йоувильский частный колледж, после чего, по настоянию отца, три года занимался коммерцией. Бросив торговлю, Д. Селли уезжает в Лондон, чтобы изучать философию. Особый интерес у Д. Селли вызывали труды Дж.С. Милля, Г. Спенсера и А. Бэна. В 1866 году Д. Селли получает степень бакалавра философии. Чтобы закончить философское образование и подготовиться к сдаче экзаменов на степень магистра, Д. Селли в 1867 году отправляется в Германию к доктору Г. Эвальду, поступив в Гёттингенский университет. По возвращению домой в 1868 году Д. Селли получает степень магистра. Одним из экзаменаторов был А. Бэн, по предложению которого Д. Селли был награждён золотой медалью.

Увлёкшись психологией, Д. Селли вновь уезжает в в Германию, поступив в Берлинский университет, а также в знаменитую школу физиологической психологии В. Вундта.

После возвращения в Англию, Д. Селли начинает преподавать в различных учебных заведениях Лондона, читая лекции по теории образования и по вопросам психологии искусства. В 1874 году выходит первая научная работа Д. Селли — «Чувства и интуиция», посвященная проблеме эволюции. В 1877 году выходит вторая крупная работа — «Пессимизм», в которой Д. Селли проанализировал взгляды А. Шопенгауэра и Э. Гартмана. Эта публикация стоила ему должности заведующего кафедрой философии в Ливерпуле — попечительский совет, заметив лишь название книги и не вникая в её содержание, посчитал автора пессимистически настроенным, а потому не достойным преподавать философию юношеству.

В этот период Д. Селли интересуется проблемой сущности и причин возникновения иллюзий. Проводя эксперименты в лаборатории Д. Тиндаля, в 1881 году Д. Селли выпускает книгу «Иллюзии», в которой обобщает результаты своих исследований. Причины возникновения иллюзий, по мнению Д. Селли, заключались в особенностях восприятия человеком неясных форм видимого объекта, вызывающих игру фантазии. Ученый детально изучил не только воспринимаемые иллюзии, но и мечты, галлюцинации и заблуждения. Данный труд был высоко оценён З. Фрейдом, а В. Вундт прислал Д. Селли письмо об этом исследовании, выразив благодарность и подчеркнув своё согласие с мнением автора о том, что иллюзии нужно рассматривать по аналогии с ошибками памяти.

По просьбе студентов, Д. Селли написал учебник по психологии для будущих педагогов. Полностью книга была издана в 1884 году. В данной работе автор изложил свой взгляд на концепцию образования и воспитания, которая в целом продолжала идеи А. Бэна, но вместе с тем содержала и некоторые новые подходы к решению ряда проблем. Д. Селли развел понятия образования и воспитания. Под образованием он понимал систематизацию знаний, а под воспитанием - сознательное воздействие на ребенка, опирающееся на законы развития его психики.

В августе 1892 года Д. Селли принял активное участие во II Международном психологическом конгрессе в Лондоне в качестве секретаря. В том же году его назначают на должность заведующего кафедрой в университетском колледже в Лондоне. Этой работе он отдал последующие 11 лет жизни. В 1897 году Д. Селли основал здесь первую в Англии психологическую лабораторию. Д. Селли был дружен со многими учеными того времени: Ч. Дарвином, Т. Гексли, А. Бэном и другими. Д. Селли приглашали стать президентом неврологического общества, преподавать в одном из колледжей в Америке, но все эти предложения были им отклонены.

В ноябре 1895 года увидела свет книга Д. Селли «Изучение детства». Это был один из первых учебников по детской психологии. 24 октября 1901 года Д. Селли в университетском колледже проводит собрание, на котором было основано Британское психологическое общество. На момент основания общество насчитывало 10 членов, включая самого Д. Селли.

В 1903 году Д. Селли ушел из университетского колледжа. За последние двадцать лет жизни он написал только автобиографию — «Моя жизнь и друзья». Ухудшавшееся состояние здоровья не позволяло Д. Селли принимать активное участие в общественной жизни, в работе психологической лаборатории университетского колледжа в Лондоне, организатором которой он был.

1 ноября 1923 года Джеймс Селли скончался.

Влияние и последователи

Труды Д. Селли имели большое значение для практической детской психологии и педологии. Селли исследовал, какие ассоциации и в каком порядке появляются в процессе психического развития детей (например, сначала – по сходству, потом – по смежности, потом – по контрасту), и выделил основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении. Мария Монтессори при разработке системы упражнений, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, основывалась на положениях Д. Селли.

Научная деятельность

Публикации на русском языке

  • Селли Д. Пессимизм. История и критика. — М.: ЛКИ, 2007.
  • Селли Д. Очерки по психологии детства. — М.: КомКнига, 2007.
  • Селли Д. Смех. Его физиология и психология. — М.: Либроком, 2012.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ