Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Салимбени: биография

Не сохранилось никаких архивных документов о заказчике росписей, их исполнителях, и выделенных на это суммах. Судя по щиту с римской эмблемой SPQR, изображённому в сцене «Распятия», заказчиком мог быть кто-то из римских высокопоставленных лиц. Итальянский историк Амико Риччи в своей работе об этих фресках, изданной в 1834 году, сообщил, что братьев Салимбени пригласил граф Урбино Гвидантонио да Монтефельтро (1377—1443), однако никаких подтверждающих документов не привёл. Под сценой «Распятия», расположенной на главной, алтарной стене, сохранилась надпись «ANNO DOMINO MCCCCXVI DIE VIII JULII LAURENTIVS DE SANCTO SEVERINO E JACOBUS FRATER EIUS HOC OPUS FECERUNT» (От рождества Христова 8 июля 1416 Лоренцо из Сан Северино и его брат Якопо сделали/завершили эту работу). Эта надпись определила атрибуцию фресок.

Судя по имеющимся данным, братья Салимбени полностью расписали всё помещение оратория. Из посвящённого житию Иоанна Крестителя цикла целиком сохранились лишь 12 сцен на правой стене, 5 сохранились во фрагментах на левой (восточной) стене. Особенностью цикла является то, что в нём подробно отражено детство Иоанна; детству посвящены восемь сюжетов в верхнем регистре росписей правой стены. Авторы фресок основывались на жизнеописании Иоанна, появившемся в XIV веке на итальянском языке. Его особенностью было преумножение роли матери Иисуса, Марии, в воспитании маленького Иоанна.

  • Салимбени. 1.Благовещенье Захарии. 2.Захария записывает сообщение ангела.

  • Салимбени. 1. Рождение Иоанна. 2. Обрезание Иоанна.

  • Салимбени. 1.Встреча Марии и Елизаветы. 2.Встреча Марии и Захарии.

  • Салимбени. Мария и Иосиф покидают Захарию.

В нижнем регистре правой (западной) стены братья Салимбени изобразили четыре сцены из публичной деятельности Иоанна: «Иоанн проповедует перед толпой», «Крещение неофитов», «Крещение Христа» и «Проповедь перед царём Иродом». В этих публичных сценах художники соединили «мир горний» с «миром земным», включив в них портреты своих современников. Идентифицировать этих людей сегодня нет никакой возможности. В своё время была предпринята попытка выдать двух персонажей в чёрном облачении из сцены «Проповеди перед Иродом» за автопортреты братьев Салимбени. Однако современные исследователи считают, что художники в данном случае изобразили участников монашеского братства, которое поддерживало ораторий и соседний госпиталь. Впрочем, их миссия в данной сцене не ясна.

  • Салимбени. Проповедь Иоанна.

  • Салимбени. Крещение Христа.

  • Салимбени. Крещение Иоанном новообращённых.

  • Салимбени. Иоанн проповедует перед Иродом.

Столь подробное изложение жития Иоанна свидетельствует о популярности святого в то время. Сцены из жития на правой (западной) стене расположены в следующем порядке:

1. Благовещенье, полученное отцом Иоанна, священником Захарией.

2. Захария записывает послание ангела.

3. Встреча Марии и Елизаветы.

4. Встреча Марии и Захарии.

5. Рождество Иоанна Крестителя.

6. Обрезание.

7. Мария и Иосиф покидают Захарию.

8. Встреча в дикой местности.

9. Иоанн проповедует перед толпой.

10. Крещение неофитов.

11. Крещение Христа.

12. Иоанн проповедует в присутствии Ирода.

На левой (восточной) стене сохранились остатки росписей со следующими сюжетами:

1. Ученики Иоанна уносят его мёртвое тело.

2. Погребение обезглавленного тела Иоанна.

3. Иоанн Креститель.

4. Мадонна с Иоанном Крестителем и св. Яковом.

5. Мадонна с Иоанном Крестителем и св. Себастьяном.

Незначительные остатки фресок сохранились также на стене вокруг входа в ораторий. Там были изображены «Саломея уговаривающая Ирода», «Иоанн в темнице», и «Обезглавливание Иоанна». Однако самой большой и значительной фреской является «Распятие», написанное на алтарной стене церкви. Иконографически Распятие принадлежит циклу об Иоанне в том смысле, что Иоанн являлся предшественником (предтечей) Христа. Крестив Христа, Иоанн стал частью процесса Спасения, достигшего кульминации в жертвенной смерти Иисуса на кресте.

Замечательное изображение пеликана с птенцами в самом верху фрески, символизирует жертвенность, так как в средневековье существовало поверье, будто пеликан способен расклевать себе грудь, чтобы накормить кровью своих птенцов. Этот мотив был особенно популярен в изображении Распятия в итальянском искусстве XV века. Иносказательным продолжением этой сцены жертвенности являются плачущие ангелы, чуть ниже собирающие кровь Христа в чаши. У подножья креста расположен череп Адама, символизирующий первородный грех, который искупил своей смертью Христос. Непосредственно под крестом братья Салимбени изобразили потерявшую сознание от горя Марию. Справа от неё, в несколько патетической позе, написана фигура Иоанна Крестителя. Наряду с обязательными для Распятия иконографическими мотивами, художники изобразили бытовые сюжеты, чтобы оживить и облегчить эту полную драматизма сцену; например, женщину, успокаивающую своего плачущего младенца, или собаку, которая лижет лапу.

В росписи оратория принимал участие ещё один художник, написавший портреты в бордюрах и сами бордюры. Исследователи считают, что это был Антонио Альберти из Феррары, который в 1423 году женился на уроженке Урбино, и с 1424 года перебрался в этот город на постоянное жительство.

Краткая библиография

  • Minardi Mauro. Lorenzo e Jacopo Salimbeni. Vicende e protagonisti della pittura tardogotica nelle Marche e in Umbria. Olschki. 2008.
  • V. Sgarbi. Lorenzo-Jacopo Salimbeni di Sanseverino. — edito da Mazzotta, Milano. 1999.
  • Steffi Roettgen. Italian Frescoes. The Early Renaissance. 1400—1470. Abbeville Press. N-Y. 1996.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ