Элисео Саласар Валенсуэла (исп. Eliseo Salazar Valenzuela; родился 14 ноября 1954 года в Сантьяго, Чили) — чилийский автогонщик.
Общая информация
Элисео женат; у него и его супруги Кари Марсиняк есть один сын — Элисео Дамиан.
Спортивная карьера
Чилиец впервые попробовал себя в хоть сколько-нибудь серьёзных автоспортивных соревнованиях в середине 1970-х годов, время от времени стартуя в различных южноамериканских (преимущественно аргентинских) чемпионатах. Ряд успехов на подобном уровне позволили найти финансирование для переезда в Европу: в 1979 году Элисео выступает в различных гонках на технике Формулы-3, а через год переходит в британское первенство Формулы-1. Полноценное участие в гонках самого сильного по пилотскому составу чемпионата на старой технике чемпионата мира оказалась весьма удачным решением: чилиец, пилотируя Williams FW07, смог выиграть три из двенадцати гонок чемпионата, заняв личном зачёте второе место.
Успехи в региональном первенстве позволили изыскать дополнительную спонсорскую поддержку и найти себе место в одной из слабейших команд пелотона чемпионата мира: в 1980-82 годах Элисео проводит в данной серии 37 этапов, но уровень предоставленной ему техники не всегда позволяет Саласару даже пробиться на старт — около трети гран-при заканчиваются ещё до старта гонок. В удачных этапах чилиец запомнился не только какими-то эпизодами в гонках, но и дважды смог пробиться а очковую зону (одна из таких гонок пришлась на Гран-при Сан-Марино 1982 года, в котором из-за споров команд с руководством чемпионата приняло участие лишь 14 пилотов, а до финиша добралось лишь пять). Самый известный эпизод карьеры Элисео в этот период приходиться на Гран-при Германии того же года, когда спровоцированная чилийцем авария закончилась потасовкой прямо на обочине. В 1983 году чилиец выдаёт длительную серию с неудачами в квалификациях и в мае покидает серию, не найдя финансирования на дальнейшие старты.
Следующие несколько лет Саласар эпизодически стартует в младших формульных первенствах, пробует себя в гонках на выносливость (активно стартуя в WSPC м суточном марафоне на трассе Сарта). В начале 1990-х годов Элисео на несколько лет уходит из гонок, но в 1994 году он вновь возобновляет свои выступления — в североамериканских сериях: сначала в IMSA GT, а затем в CART IndyCar и Indy Racing League. Рестарт карьеры происходит в удачный период — в прототипах чилиец попадает в одну из быстрейших команд пелотона и уже в первый год одерживает в составе своего экипажа несколько побед в старшем классе; в гонках «чампкаров» адаптация происходит труднее, но через несколько лет — в более слабом первенстве IRL — Саласар регулярно финиширует в десятке сильнейших в гонках, одерживает одну победу и в сезоне 2000 года (в 46 лет) занимает в личном зачёте чемпионата четвёртое место. В 2002 году чилиец попадает в серьёзную аварию на тестах, продолжительное время восстанавливается, в концовке того сезона без особого успеха проводит несколько гонок и вскоре объявляет о завершении своей карьеры в гонках формульного типа.
В 2003 году Элисео пробует свои силы в ALMS, через год стартует в туринговом первенстве TC 2000. В следующие несколько лет Саласар изредка стартует в различных выставочных и ветеранских гонках, а также пробует себя в ралли — сначала в чемпионате страны, а затем и в более крупных южноамериканских гонках — вскоре поучаствовав в ралли Аргентины WRC и ралли-рейде «Дакар». В 2012 году — в 57 лет — Элисео вновь возвращается в североамериканские гонки спортпрототипов, приняв участие в стартах RSCS на технике класса GT.
Статистика результатов в моторных видах спорта
Сводная таблица выступлений в кольцевых гонках
Результаты | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сезон | Серия | Команда | Гонки | ПП | БК | Победы | Очки | Поз. |
1974 | CSCC | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 1-й |
1975 | Аргентинская Формула-4 | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 1-й |
1978 | Аргентинская Формула-4 | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 1-й |
1979 | Британская Формула-3 | Schick Chilean Team | 13 | 0 | 0 | 0 | 0 | НК |
1979 | Немецкая Формула-3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | НК | |
1979 | F3 International Trophy | 1 | 0 | 0 | 0 | 8-й | ||
1979 | F3 Radio Trent Trophy | 1 | 0 | 0 | 0 | 11-й | ||
1980 | Aurora F1 Series | RAM Racing | 12 | 6 | 3 | 3 | 52 | 2-й |
1981 | Формула-1 | March Grand Prix Ensign Racing | 9 | 0 | 0 | 0 | 1 | 18-й |
1981 | Гран-при Южной Африки Ф1 | March Grand Prix | 1 | 0 | 0 | 0 | НК | |
1982 | Формула-1 | ATS Wheels | 13 | 0 | 0 | 0 | 2 | 22-й |
1982 | FIA WEC | Dome Company | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | НК |
1983 | Формула-1 | RAM March | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | НК |
1983 | FIA WEC | Dome Racing | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | НК |
1984 | Южноамериканская Формула-2 | н/д | н/д | н/д | н/д | 0 | 0 | НК |
1985 | Южноамериканская Формула-2 | INI Competicion | 6 | 0 | 0 | 0 | 3 | 13-й |
1986 | Международная Формула-3000 | RAM Motorsport Lola Motorsport | 6 | 0 | 1 | 0 | 1,5 | 19-й |
1987 | Международная Формула-3000 | Bromley Motorsport CoBRa Motorsports | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | НК |
1988 | WSPC | Spice Engineering | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | НК |
1989 | WSPC | Spice Engineering | 7 | 0 | 0 | 0 | 1 | 55-й |
1989 | 24 часа Ле-Мана (класс C1) | Jaguar | 1 | 0 | 0 | 0 | 7-й | |
1990 | WSPC | Spice Engineering | 3 | 0 | 0 | 0 | 1 | 37-й |
1990 | 24 часа Ле-Мана (класс C1) | Jaguar | 1 | 0 | 0 | 0 | НФ | |
1994 | IMSA WSC | Momo | 7 | 3 | 2 | 3 | 158 | 6-й |
1995 | CART IndyCar | Dick Simon Racing | 16 | 0 | 0 | 0 | 19 | 21-й |
1995 | IMSA WSC | Momo | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | НК |
1996 | CART IndyCar | Dick Simon Racing | 4 | 0 | 0 | 0 | 2 | 30-й |
1996 | Indy Racing League | Team Scandia | 1 | 0 | 0 | 0 | 58 | 23-й |
1996 | IMSA WSC | Scandia Racing | 2 | 2 | 2 | 0 | 34 | 28-й |
1996-97 | Indy Racing League | Scandia Racing | 8 | 0 | 0 | 1 | 208 | 9-й |
1997 | IMSA WSC | Scandia Racing CARS | 6 | 0 | 0 | 0 | 90 | 21-й |
1997 | 24 часа Ле-Мана (класс LMP) | Pacific Racing Ltd | 1 | 0 | 0 | 0 | НФ | |
1997 | NASCAR Craftsman Truck Series | Doran | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | НК |
1998 | Indy Racing League | Riley & Scott | 4 | 0 | 0 | 0 | 60 | 29-й |
1998 | USRRC (класс CA) | Matthews-Colucci Racing | 1 | 0 | 0 | 0 | 22 | 54-й |
1999 | Indy Racing League | Nienhouse Motorsports | 9 | 0 | 0 | 0 | 137 | 20-й |
1999 | USRRC (класс SR) | Matthews-Colucci Racing | 1 | 0 | 0 | 0 | 22 | 54-й |
2000 | Indy Racing League | A. J. Foyt Enterprises | 9 | 0 | 0 | 0 | 210 | 4-й |
2001 | Indy Racing League | A. J. Foyt Enterprises | 13 | 0 | 0 | 0 | 308 | 5-й |
2002 | IRL IndyCar | A. J. Foyt Enterprises | 9 | 0 | 0 | 0 | 157 | 20-й |
2003 | ALMS (класс GT) | The Racer's Group JMB Racing | 7 | 0 | 0 | 0 | 21 | 23-й |
2004 | TC 2000 | Belloso Competitin | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | НК |
2005 | Grand Prix Masters | Team Altech | 1 | 0 | н/д | 0 | 0 | НК |
2006 | Grand Prix Masters | Team Altech | 2 | 0 | н/д | 0 | 0 | НК |
2009 | Top Race V6 | н/д | 1 | н/д | н/д | н/д | 0 | НК |
2012 | RSCS (класс GT) | The Racer's Group | 3 | 0 | 0 | 0 | 52 | 42-й |
2013 | RSCS (класс GT) | Muehlner Motorsports America | 4 | 0 | 0 | 0 | 65 | 27-й |