Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Рыков, Анатолий Владимирович

Рыков, Анатолий Владимирович

Наука - Другое

День рождения 26 августа 1978

российский искусствовед, доктор философских наук, профессор кафедры истории западноевропейского искусства института истории СПбГУ


Анатолий Владимирович Рыков (род. 26 августа 1978) — российский искусствовед, доктор философских наук, профессор кафедры истории западноевропейского искусства института истории СПбГУ.

Биография

Родился в 1978 году в Санкт-Петербурге.

В 2000 году с отличием окончил исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета; в 2003 году – аспирантуру СПбГУ по кафедре истории искусства, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Дэвид Хокни и проблемы современной английской фигуративной живописи».

В 2008 году на факультете философии и политологии СПбГУ защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук по теме «Художественно-теоретический консерватизм в контексте американской теории современного искусства 1960–1990-х гг.».

С 2003 года А.В Рыков является преподавателем, а с 2012 и по настоящее время профессором кафедры истории западноевропейского искусства Института истории Санкт-Петербургского государственного университета. Читает курсы лекций «Зарубежное искусство ХХ века», «Основы теории искусства», «Западноевропейское искусство ХVIII века», «Зарубежная архитектура ХХ века», «Актуальные проблемы современного искусства и культуры». Куратор международной конференции "Актуальные проблемы теории и истории искусства".

Награды и премии

В 2007 году стал лауреатом премии «Вторая навигация» Санкт-Петербургского философского общества в номинации «За философский анализ процессов современности» за книгу «Постмодернизм как «радикальный консерватизм». Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960–1990-х гг.» (СПб., Алетейя, 2007).

Публикации

  • Тема эволюции в графическом альбоме Одилона Редона «Истоки» // Метафизические исследования–ХIII. СПб., 2000. С. 232–250.
  • Творчество Дэвида Хокни: проблемы интерпретации // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2, 2002, вып. 3. (№18) С. 18–23.
  • «Калифорнийский стиль» Дэвида Хокни // Пунинские чтения–2001. СПб., 2002. С. 199–207.
  • Дэвид Хокни и проблемы современной английской фигуративной живописи: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2003. 27 с.
  • Проблема поп-арта в западном искусствоведении и теории искусства 1960-х годов // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. 2003. Вып. 2. С. 12–18.
  • Жорж Батай и современное искусствознание: концепции Ива-Алена Буа и Розалинд Краусс // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. 2004. Вып. 1–2. С. 102–106.
  • «Проблема телесности» в современном западном искусствознании (П. Фуллер, Д. Каспит, Р. Краусс, И.-А. Буа) // Мавродинские чтения.-2004. СПб., 2004. С. 207–209.
  • Творчество Дэвида Хокни 1970-х годов и «неоконсервативный постмодернизм» // Университетский историк: Альманах. Вып. 3. СПб., 2005. С. 258–277.
  • Современное искусство и эстетика неоконсерватизма. Лондонская школа// Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2., 2005, вып. 2. С. 80–87.
  • Зарубежное искусство ХХ века. СПб., 2005. 28 с.
  • Проблема времени в изобразительном искусстве // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. Вып. 3. 2006. С. 168–179.
  • От кубизма к неоэкспрессионизму. Теоретические проблемы фигуративного искусства ХХ века // HOMO ESPERANS 2/2006. СПб.;Тбилиси; Батуми, 2006. C. 82–89.
  • Вечное возвращение «Другого». Проблема времени в классическом и современном искусстве // Искусствознание 2/06. С. 539–550.
  • Инвестиции в мечту. Американская мифология Дэвида Хокни и искусство США 1960-х годов // Искусствознание 2/06. М., 2006. С. 402–417.
  • Бракосочетание стилей. Творчество Дэвида Хокни 1962–1963 гг. и проблемы раннего постмодернизма // Университетский историк: Альманах. Вып. 4. СПб., 2007
  • Проблема времени в теории минимализма // Искусствознание 2/06. М., 2006. С. 550–559.
  • Что такое современная скульптура? (Размышления о книге Розалинд Краусс «Пути современной скульптуры») // Скульптура: город и музей. Дом Бурганова. М., 2006. С. 71–80.
  • Постмодернизм как «радикальный консерватизм». Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960–1990-х гг. СПб., Алетейя, 2007. 376 с.
  • Консервативная революция. Теория современного искусства последней четверти ХХ века и идеология неоконсерватизма // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. Вып. 1. 2007. С. 289–297.
  • Клемент Гринберг и американская теория современного искусства 1960-х годов // Искусствознание 1-2/07. М., 2007. С. 538–563.
  • Основы теории искусства. СПб., 2007. 116 c.
  • Теодор Адорно как теоретик искусства // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. Вып. 4. 2007. C. 287–294.
  • Дональд Каспит как теоретик современного искусства: Проблемы психоанализа искусства // Университетский историк: Альманах. Вып. 5. СПб., 2008. С. 145–161.
  • Художественно-теоретический консерватизм в контексте американской теории современного искусства 1960–1990-х гг. Автореф. дис. … докт. филос. н. СПб., 2008. 41 с.
  • Две концепции современного искусства: от Возрождения к ХХ веку // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. СПб., 2008. С. 355–356.
  • Происхождение и философские основы современного искусства. Ч.1 // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. Вып. 2. 2009. С. 182–189.
  • Происхождение и философские основы современного искусства Ч.2 // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. Вып. 3. 2009.
  • К вопросу о происхождении и сущности «современного искусства» // Искусствознание 1-2/09. С. 110-132.
  • Искусство и кризис современной культуры // Обсерватория культуры. 2009. №3.
  • Рыков А.В. Западное искусство ХХ века. СПб., 2008.
  • Рыков А.В. Художественно-теоретический консерватизм: введение в проблему // Мавродинские чтения-2008. СПб., 2009.
  • Рыков А. В. Проблемы скульптуры в теории искусства Розалинд Краусс // Искусство скульптуры в ХХ веке: проблемы, тенденции, мастера. Очерки. М.: Галарт, 2010. С. 430–439.
  • Рыков А.В. К вопросу об историческом значении искусства кватроченто (Боттичелли и Мантенья) // Искусствознание 2010. № 3-4. С. 219–243.
  • Рыков А.В. Об историческом значении творчества Боттичелли: понятие эстетической формы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. Вып. 2. 2010. С. 115–122 [1].
  • Рыков А. В. Искусство модернизма: основные принципы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2011. Вып. 4. С. 51–57.[2]
  • Рыков А. В. Проблемы формы и материала в современном искусстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2012. Вып. 3. С. 115–122.
  • Рыков А. В. К вопросу о становлении модернистской парадигмы в искусстве ХIХ в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2013. Вып. 3. С. 123–132.
  • Рыков А. В. Искусство авангарда перед публикой и критикой (О книге Дэвида Коттингтона «Кубизм в тени войны») // Искусство и зритель (Труды исторического факультета СПбГУ. Том 16). СПб., 2013. С. 270–284.
  • Рыков А. В./Rykov A. V. Скромное обаяние предательства. Вопросы политико-философской интерпретации искусства Пикассо/ The Discreet Charm of Betrayal. Issues of Politico-Philosophical Interpretation of Picasso’s Art // Испанские темы и формы: искусство, культура и общество / Temas y formas hispanicas: arte, cultura y sociedad: Сборник тезисов научной конференции, 26–28 ноября 2013 года / Las Tesis. СПб., 2013. C. 45–47.
  • Rykov A. Marxism and Loneliness (On the “Political Unconscious” of the Contemporary Social Sciences in the West) // The Phenomenon of Loneliness. Actual Questions of Hygiene of Culture: Collective monograph / Resp. editors M.V.Biryukova, A.V.Lyashko, A.A.Nikonova. St. Petersburg: Russian Christian Academy for the Humanities press, 2014.
  • Рыков А. Марксизм и одиночество (К вопросу о «политическом бессознательном» современной гуманитарной науки на Западе) // Феномен одиночества. Актуальные вопросы гигиеы культуры: Коллективная монография / Отв. редакторы М.В.Бирюкова, А.В.Ляшко, А.А.Никонова. СПб., РХГА, 2014. 368 с.
  • Рыков А.В. Искусство Модернизма и идея прогресса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2014. Выпуск 3. С. 73–82 [3]
  • Рыков А.В. Дискурс тоталитаризма (К социополитической теории авангарда) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А.В.Захаровой, С.В.Мальцевой. СПб.: НП-Принт, 2014. C. 381–391. ISSN Bib-ID: 2312-2129 [4].
  • Рыков А.В./Rykov A. Машины времени, машины желания. Теории регенерации в современном искусстве и политике/ Time Machines, Desiring Machines. Theories of Regeneration in Modern Art and Politics // Актуальные проблемы теории и истории искусства – 2014: тезисы докладов 5-й международной конференции. СПб., 2014. C. 220–221.
  • Рыков А.В./Rykov A. Античность, авангард, тоталитаризм. К метаморфологии современного искусства/ Antiquity, Avant-garde, Totalitarianism. On the Metamorphology of Modern art // Актуальные проблемы теории и истории искусства – 2014: тезисы докладов 5-й международной конференции. СПб., 2014. C. 292–293.
  • Рыков А.В. От доброго дикаря – к злому авангардисту. Смена парадигм и мифологемы модернизма в западноевропейском искусстве ХVIII века // «Мощно, велико ты было, столетье!»: сборник научных статей, посвященный юбилею Т.В.Ильиной / Под ред. Е.Ю. Станюкович-Денисовой, С.В.Мальцевой (Труды исторического факультета С.-Петерб. гос. ун-та. Т.20). СПб.: СПбГУ, 2014. С. 336–346.
  • Рыков А. О прогрессивном и консервативном в искусстве // Произведение искусства как документ эпохи. Сборник статей. В 2 т. Т.1. По материалам международной научно-практической конференции (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, 2014). М., 2014. С. 131–136.
  • Рыков А.В. Пикассо и политика. Проблемы философской интерпретации кубизма // Studia Culturae. Вып. 1 (23). 2015. С. 74–84 [5].
  • Rykov A. Avant-garde in the service of Stalinism: Nikolay Punin as art historian // Politica, poder estatal y la construccion de la Historia del Arte en Europa despues de 1945/ Politics, State Power and the Making of Art History in Europe after 1945/ Las Tesis. Madrid, 2015.
  • Rykov A. El discreto encanto de la traicion. Cuestiones en torno a la interpretacion filosofica-politica de la obra de Picasso // Carlos Mata Indurain y Anna Morozova (eds.). Temas y formas hispanicas: arte, cultura y sociedad. Pamplona, Servicio de Publicaciones de la Universidad de Navarra, 2015. ISBN 978-84-8081-450-8. [Biblioteca Aurea Digital, BIADIG, 28]
  • Рыков А.В. Формализм, авангард, классика. Генрих Вельфлин как теоретик искусства // «Классика в искусстве сквозь века»: сборник научных статей / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, Е.А. Скворцовой (Труды исторического факультета С.-Петерб. гос. ун-та. Т. 22). СПб., 2015. С. 155–160 [6].
  • Рыков А.В. Вокруг Леонардо да Винчи: модернизм, террор, грезы и метаистория // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15. 2015. Выпуск 4. С. 98-108 [7].
  • Рыков А.В. Античность, авангард, тоталитаризм: к метаморфологии современного искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. СПб.: НП-Принт, 2015. C. 745–752 [8].
  • Рыков А.В./Rykov A. Фантомные боли. К вопросу о рецепции искусства Возрождения в эпоху модернизма/ The Phantom Pain. On the Reception of Renaissance Art in the Modernist Epoch // Актуальные проблемы теории и истории искусства – 2015: тезисы докладов VI международной конференции. СПб., 2015.
  • Рыков А.В./ Rykov A. Темная сторона музея. К вопросу о восприятии культурной институции в современной западной теории/ Dark Side of the Museum. Revisiting the Perception of the Cultural Institution in Contemporary Western Theory// Музей и музейщики. Проблемы профессионального образования. Сборник статей. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. C. 94–100[9].
  • Рыков А.В. Между авангардом и китчем. Новая археология классики и тоталитаризма (Рец.: В.Г. Аpсланов. Сущее и ничто. Постмодернизм и «Tertium datur» русской культуры ХХ века. - М.: Наука, 2015. - 649 с.) // Философские науки. 2016. №6. С. 149-157.
  • Рыков А.В. Формализм. Социология искусства. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2016. ISBN 978-5-288-05663-5
  • Рыков А.В. Истоки авангарда. Западноевропейское искусство ХVIII-ХIХ вв. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2016. ISBN 978-5-288-05664-2
  • Рыков А.В. Политика модернизма. Николай Пунин и Александр Блок // Перекресток искусств Россия-Запад (Труды исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета № 25). СПб., 2016. С. 177-184.
  • Рыков А.В. Москва слезам не верит. Русский авангард как эстетика войны // Временник Зубовского института. 2015. Вып.1 (14)
  • Рыков А.В. Сумерки Серебряного века. Политика и русский религиозный модернизм в романе Д.С. Мережковского "Наполеон"// Studia Culturae. 2016. Вып. 1 (27). C. 9-17[10].
  • Rykov A. Russian Modernism as Fascism. The Case of Nikolay Punin // Art and Politics in Europe in the Modern Period. Zagreb, 2016. pp. 81-82.[11]
  • Рыков А.В. Скифы, кельты и арийцы. Расовые/националистические мифологемы в теориях искусства авангарда/ Scythians, Celts, and Aryans. Racist/nationalist mythologies in the avant-garde theories of art // Актуальные проблемы теории и истории искусства. СПб., 2016.
  • Рыков А.В. Между консервативной революцией и большевизмом: Тотальная эстетическая мобилизация Николая Пунина // Новое литературное обозрение №140 (4/2016) [12]
  • Rykov A. Between fascism and communism: Nikolay Punin's theory of the Russian avant-garde // 3rd International Multidisciplinary Scientific Conferences SOCIAL SCIENCES & ARTS SGEM2016. Conference proceedings. Book 4, Volume 3- Arts, Performing Arts, Architecture and Design. pp. 11-17.
  • Rykov A.V. Nikolay Punin’s Views on Art and Politics in the Early Soviet Period // The Social Sciences

2016 Vol.11 №19 pp. 4745-4750[13] DOI: 10.3923/sscience.2016.4745.4750

  • Рыков А.В. Политика и биологический дискурс (Об одном из источников "Крушения гуманизма" Блока) //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2017. № 3. Ч. 2. С. 139-143.

Рецензии на публикации А.В.Рыкова

  • Nakoneczny T. Postmodernism - A New Russian Interpretation (Book review: A.V. Rykov, Postmodernism kak "radikalnyj konservatizm. Problema chudoestvenno-teoretieskogo konservatizma and amerikanskaja teorija sovremennogo iskusstwa 1960-1990-ch godov. Sankt-Petersburg 2007, 376 pp.) // Comparisons. Journal of comparative literature and interdisciplinary studies. No. 5, Poznan, Laboratory of Comparative Literature IFP AMU (Adam Mickiewicz University), 2008. P. 245–248. PRACOWNIA KOMPARATYSTYKI LITERACKIEJ - NUMER 5/2008
  • Nakoneczny T. Postmodernizm – nowe rosyjskie odczytanie (A. V. Rykov, Postmodernizm kak „radikalnyj konservatizm”) // Porownania 5/2008 Repozytorium Uniwersytetu im. Adama Mickiewicza (AMUR): Przeszukiwanie AMUR
  • Хренов Н.А. О книге А.В. Рыкова «Постмодернизм как “радикальный консерватизм”» // Рыков А.В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм». Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960–1990-х гг. СПб., Алетейя, 2007. C. 369–373.
  • Якимович А.К. А.Рыков. Постмодернизм как радикальный консерватизм // Собранiе № 16
  • Якимович А.K. А.В.Рыков. Постмодернизм как «радикальный консерватизм» // Искусство в современном мире. Сб. ст. Вып. 3. М., 2009. С. 395–399.

Ссылки

  • Страница на сайте СПбГУ
  • Список публикаций на сайте СПбГУ
  • Рыков А.В. Проблема поп-арта в англо-американской теории искусства
  • Рыков А.В. Между консервативной революцией и большевизмом: Тотальная эстетическая мобилизация Николая Пунина

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ