Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Розати, Каролина

Розати, Каролина

Театр

День рождения 13 декабря 1826

известная итальянская балерина


Каролина Розати (итал. Carolina Rosati, настоящая фамилия Галлетти (Carolina Galletti), 13 декабря 1826, Болонья — май 1905, Канны) — известная итальянская балерина.

Биография

Выступала в Милане, Лондоне, Париже, Петербурге, пользуясь особенным успехом в балетах «Корсар», «Эсмеральда», «Пахита», «Жизель».

Обучалась в школе при театре «Ла Скала» в Милане, ученица А. Торелли и К. Блазиса. Выступать на сцене начала с ранней юности.

В 1846 году дебютировала в «Ла Скала». В 1847—1848 участвовала в балетных постановках балетмейстера Ж. Перро – «Четыре стихии» Байетти, «Па-де-катр» и «Времена года» Пуни.

В течение нескольких лет 1847—1858, но с перерывами, выступала в Лондоне, в спектаклях балетмейстера П. Тальони: «Теа, или Фея цветов», «Фьорита», «Прима-балерина» и «Зимние развлечения» — ко всем этим балетам музыку сочинил композитор Пуни.

В 1853—1859 — в парижской Опере; участвовала в постановках балетмейстера Ж. Мазилье: «Жовита, или Охотники на буйволов» и «Фонти» (партия Амелия, в которой выступила Розати, признана как одна из лучших её работ), оба балета композитора Т. Лабара; «Марко Спада, или Дочь бандита» Обера; стала самой первой исполнительницей партии Медоры в «Корсаре» А. Адана, балетмейстер Ж. Мазилье (1856). Партия Медоры создавалась для неё, уже ставшей прославленной балериной и получившей известность к этому времени и как исполнительница драматических сцен.

Была приглашена в Россию уже в возрасте 36 лет, и в 1859—1862 гг. выступала в Петербурге на сценах исператорских театров в балетах: «Корсар»; «Газельда, или Цыганы» Пуни (балетмейстер Ж. Перро), в постановках балетмейстера А. Сен-Леона: «Пакеретта» Бенуа, «Грациелла, или Любовная ссора» Пуни, «Meтеора, или Падающие звезды» (другой перевод: Метеора, или Долина звезд) композитора С. Пинто, где она стала второй исполнительцей главной партии Метеоры после Н. К. Богдановой.

Особую роль ей довелось сыграть в истории постановки балета Пуни «Дочь фараона» — и не только потому что постановщик-дебютант М. И. Петипа разработал партию Аспиччии специально для Розати. Позже в своих мемуарах Петипа вспоминал, как он вместе с балериной-бенефицианткой Каролиной Розати добивался у директора Андрея Сабурова постановки первого самостоятельного балета «Дочь фараона». Об этой истории в театральных кругах ходило множество слухов, переросших в анекдоты. Говорили, что в 1862 году балет для бенефиса своей фаворитки Каролины Розати заказал директор императорских театров А. И. Сабуров. И премьера уже была назначена в её бенефис, и уже контракт с ней был подписан. А потом, поостыв к своей пассии, велел довести до сведения Петипа, что нет, мол, у дирекции ни времени, ни денег на столь фундаментальную постановку. Дело кончилось тем, что балерина вместе с начинающим балетмейстером Петипа лично отправилась на квартиру к директору с самого утра; сановник только что встал и встретил нежданных гостей в халате. Растерянный, не успев переодеться, Сабуров сначала принял только Петипа, повторив в который раз, что постановка не состоится, а материальный ущерб будет балерине возмещен. Тогда Петипа предложил начальнику самому сообщить своё решение ожидавшей танцовщице. Та вошла с намерением настаивать на постановке; директор же стоял на своем. В пылу горячих споров халат высокопоставленного чиновника неожиданно распахнулся. Сановник был так смущен этим происшествием, что от смущения деньги на постановку тут же нашёл, а приказ о немедленном начале репетиций был отдан. Однако коварная судьба и тут не устояла, чтобы не учинить неприятностей: Сабуров уступил «при условии, что пятиактный балет хореограф сочинит ровно за шесть недель. Наверное, только от безысходности Петипа дал согласие. Да тут же повздорил с композитором, который в приливе гнева уничтожил клавир. Однако Мариус Иванович унынию не поддался и начал ставить без музыки — её потом пришлось «подгонять» под почти готовые танцы. Но этот балетмейстер свято верил, что музыка существует для танцев, а танцы — для балерины...».

Вот в таких экстремальных условиях был рожден балет, ставший впоследствии мировой классикой.

Премьера балета Пуни «Дочь фараона» (либретто Жюля-Анри Вернуа де Сент-Жорж и самого М. Петипа по новелле «Le Roman de la Momie» Теофиля Готье) состоялась 18 января (по старому стилю 30 января) 1862 года , в Петербурге, на сцене Большого Каменного театра, и в главной партии блистала, как и предполагалось, Каролина Розати. В истории балета она навсегда осталась одной из лучших исполнительниц этой партии. В премьерном спектакле партию рыбака исполнял Лев Иванов, Фараона — Николай Гольц. А партия Конрада стала одной из лучших ролей Мариуса Петипа. Именно ей он и закончил свою балетную карьеру. Так М. Петипа начал балетмейстерскую деятельность. «Дочь фараона» — первый большой балет Петипа, до этого, правда, уже ставившего дивертисменты.

После выступлений в России балерина оставила сцену.

Балетная энциклопедия о Каролине Розати:

По отзывам современников, Р. соединяла в своём танце грацию, возвышенную поэтичность и страстность. Не владея достаточно сильной техникой, была одарённой мимич. артисткой, её драм. талант высоко ценили Т. Готье, Ж. Жанен, А. А. Плещеев».

Карло Блазис, итальянский танцовщик, хореограф, преподававший когда-то в Миланском училище при театре «Ла Скала», где Каролина Розати была его ученицей, а потом, в середине XIX века балетмейстер императорского московского Большого театра и педагог в 1861–1863 гг. в Московском театральном училище, в своей книге «Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы», изданной в 1864 г., отметил балерину, свою ученицу, посвятив ей в разделе «VIII. Иностранные хореографические звезды» главу под названием: «Каролина Розати (из Болоньи)».

Признание

Портрет Розати с обозначением года её дебюта (1854, в действительности дебютировала в 1853), написанный Гюставом Буланже по литографии Пинсона, располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ