Каролина Розати (итал. Carolina Rosati, настоящая фамилия Галлетти (Carolina Galletti), 13 декабря 1826, Болонья — май 1905, Канны) — известная итальянская балерина.
Биография
Выступала в Милане, Лондоне, Париже, Петербурге, пользуясь особенным успехом в балетах «Корсар», «Эсмеральда», «Пахита», «Жизель».
Обучалась в школе при театре «Ла Скала» в Милане, ученица А. Торелли и К. Блазиса. Выступать на сцене начала с ранней юности.
В 1846 году дебютировала в «Ла Скала». В 1847—1848 участвовала в балетных постановках балетмейстера Ж. Перро – «Четыре стихии» Байетти, «Па-де-катр» и «Времена года» Пуни.
В течение нескольких лет 1847—1858, но с перерывами, выступала в Лондоне, в спектаклях балетмейстера П. Тальони: «Теа, или Фея цветов», «Фьорита», «Прима-балерина» и «Зимние развлечения» — ко всем этим балетам музыку сочинил композитор Пуни.
В 1853—1859 — в парижской Опере; участвовала в постановках балетмейстера Ж. Мазилье: «Жовита, или Охотники на буйволов» и «Фонти» (партия Амелия, в которой выступила Розати, признана как одна из лучших её работ), оба балета композитора Т. Лабара; «Марко Спада, или Дочь бандита» Обера; стала самой первой исполнительницей партии Медоры в «Корсаре» А. Адана, балетмейстер Ж. Мазилье (1856). Партия Медоры создавалась для неё, уже ставшей прославленной балериной и получившей известность к этому времени и как исполнительница драматических сцен.
Была приглашена в Россию уже в возрасте 36 лет, и в 1859—1862 гг. выступала в Петербурге на сценах исператорских театров в балетах: «Корсар»; «Газельда, или Цыганы» Пуни (балетмейстер Ж. Перро), в постановках балетмейстера А. Сен-Леона: «Пакеретта» Бенуа, «Грациелла, или Любовная ссора» Пуни, «Meтеора, или Падающие звезды» (другой перевод: Метеора, или Долина звезд) композитора С. Пинто, где она стала второй исполнительцей главной партии Метеоры после Н. К. Богдановой.
Особую роль ей довелось сыграть в истории постановки балета Пуни «Дочь фараона» — и не только потому что постановщик-дебютант М. И. Петипа разработал партию Аспиччии специально для Розати. Позже в своих мемуарах Петипа вспоминал, как он вместе с балериной-бенефицианткой Каролиной Розати добивался у директора Андрея Сабурова постановки первого самостоятельного балета «Дочь фараона». Об этой истории в театральных кругах ходило множество слухов, переросших в анекдоты. Говорили, что в 1862 году балет для бенефиса своей фаворитки Каролины Розати заказал директор императорских театров А. И. Сабуров. И премьера уже была назначена в её бенефис, и уже контракт с ней был подписан. А потом, поостыв к своей пассии, велел довести до сведения Петипа, что нет, мол, у дирекции ни времени, ни денег на столь фундаментальную постановку. Дело кончилось тем, что балерина вместе с начинающим балетмейстером Петипа лично отправилась на квартиру к директору с самого утра; сановник только что встал и встретил нежданных гостей в халате. Растерянный, не успев переодеться, Сабуров сначала принял только Петипа, повторив в который раз, что постановка не состоится, а материальный ущерб будет балерине возмещен. Тогда Петипа предложил начальнику самому сообщить своё решение ожидавшей танцовщице. Та вошла с намерением настаивать на постановке; директор же стоял на своем. В пылу горячих споров халат высокопоставленного чиновника неожиданно распахнулся. Сановник был так смущен этим происшествием, что от смущения деньги на постановку тут же нашёл, а приказ о немедленном начале репетиций был отдан. Однако коварная судьба и тут не устояла, чтобы не учинить неприятностей: Сабуров уступил «при условии, что пятиактный балет хореограф сочинит ровно за шесть недель. Наверное, только от безысходности Петипа дал согласие. Да тут же повздорил с композитором, который в приливе гнева уничтожил клавир. Однако Мариус Иванович унынию не поддался и начал ставить без музыки — её потом пришлось «подгонять» под почти готовые танцы. Но этот балетмейстер свято верил, что музыка существует для танцев, а танцы — для балерины...».
Вот в таких экстремальных условиях был рожден балет, ставший впоследствии мировой классикой.
Премьера балета Пуни «Дочь фараона» (либретто Жюля-Анри Вернуа де Сент-Жорж и самого М. Петипа по новелле «Le Roman de la Momie» Теофиля Готье) состоялась 18 января (по старому стилю 30 января) 1862 года , в Петербурге, на сцене Большого Каменного театра, и в главной партии блистала, как и предполагалось, Каролина Розати. В истории балета она навсегда осталась одной из лучших исполнительниц этой партии. В премьерном спектакле партию рыбака исполнял Лев Иванов, Фараона — Николай Гольц. А партия Конрада стала одной из лучших ролей Мариуса Петипа. Именно ей он и закончил свою балетную карьеру. Так М. Петипа начал балетмейстерскую деятельность. «Дочь фараона» — первый большой балет Петипа, до этого, правда, уже ставившего дивертисменты.
После выступлений в России балерина оставила сцену.
Балетная энциклопедия о Каролине Розати:
По отзывам современников, Р. соединяла в своём танце грацию, возвышенную поэтичность и страстность. Не владея достаточно сильной техникой, была одарённой мимич. артисткой, её драм. талант высоко ценили Т. Готье, Ж. Жанен, А. А. Плещеев». |
Карло Блазис, итальянский танцовщик, хореограф, преподававший когда-то в Миланском училище при театре «Ла Скала», где Каролина Розати была его ученицей, а потом, в середине XIX века балетмейстер императорского московского Большого театра и педагог в 1861–1863 гг. в Московском театральном училище, в своей книге «Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы», изданной в 1864 г., отметил балерину, свою ученицу, посвятив ей в разделе «VIII. Иностранные хореографические звезды» главу под названием: «Каролина Розати (из Болоньи)».
Признание
Портрет Розати с обозначением года её дебюта (1854, в действительности дебютировала в 1853), написанный Гюставом Буланже по литографии Пинсона, располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков.