Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Риккерт, Генрих (философ): биография

Как можно определить, что блага имеют отношение к ценностям? Риккерт формулирует метод отнесения к ценности. Если естествознание устанавливает закономерные, повторяющиеся, типические связи, то науки о духе должны изучать уникальные неповторимые исторические явления. Исторические науки о культуре подразделяют действительность (точнее, уже само индивидуальное) в процессе изучения тоже на два вида — исторически важные индивидуальности и просто разнородное бытие. На существенное и несущественное. Например, кресел масса — но кресло Вольтера в музее одно, и оно обладает ценностью. Без такого отнесения к ценностям нет вообще исторических наук.

Философия как наука о ценностях для Риккерта есть философия культуры. Когда в начале XX в. возникла философия культуры, это была первоначально философия ценностей культуры (ценностная философия культуры). Без идеала над собой человек в духовном смысле этого слова не может правильно жить. Ценности же, составляющие этот идеал, открываются в истории, и с прогрессом культуры они, подобно звездам на небе, одна за другой вступают в горизонт человека. Это не старые ценности, и не новые ценности, это просто ценности.

Неокантианцы заложили основы западной ценностной философии вообще, и философии культуры в частности. Их заслуга в том, что проблемы культуры к рубежу XIX—XX вв. становятся главными для науки, которая будет названа гуманитарной. История, с их точки зрения, может быть только наукой о культуре, так как её объект связан с ценностями, история изучает не просто нечто, но то, что имеет наивысшую значимость для всей истории человечества. А культура данного народа только тогда имеет международное значение, когда она выражает внутренние ценности данного народа. Повторяющие чужое никому не интересны. Неокантианцы внесли в гуманитарные науки смысловой стержень в виде ценностей.

Ни искусство, ни религия, ни мораль, ни нравственность, ни право, ни политика уже не могли стать тем объединяющим началом, которое может раздираемое противоречиями человечество объединить. На рубеже XX в. философы почувствовали надвигающийся кризис, почему и возникла философия культуры, философская антропология и т. п., и в этом предчувствии — их вторая заслуга.

Но саму теорию ценностей неокантианцы никак не разрабатывали, и почему ценность есть ядро культуры — не объяснили. У них было слишком абстрактное понимание ценности, как значащей для нас, но никак не определяющейся. Этим занималось дальнейшее развитие аксиологии.

Сочинения

  • Учение о дефиниции (нем. Zur Lehre von der Definition, 1888)
  • Предмет знания (нем. Der Gegenstand der Erkenntnis, 1892)
  • Границы естественно-научного образования понятий (нем. Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung,1896)
  • Науки о природе и науки о культуре (нем. Kulturwissenschaft und Naturwissenschaft, 1899)
  • Философия жизни (нем. Die Philosophie des Lebens, 1920)

Библиография

  • Риккерт, Г. Философия истории. — СПб., 1908.
  • Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре. — СПб., 1911.
  • Яковенко, Б. В. К критике познания Г. Риккерта // Вопросы философии и психологии. — 1908. — Т. 93 (III).
  • Яковенко, Б. В. Учение Риккерта о сущ­ности философии // Вопросы философии и психологии. — 1913. — Т. 119 (IV), т. 120 (V).
  • Риккерт, Г. Границы естественнонаучного образования понятий: Логич. введ. в ист. науки / Вступ. ст. Б. В. Маркова. — СПб.: Наука, 1997. — 532 с — (Слово о сущем). ISBN 5-02-028335-5
  • Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре. — М.: Республика, 1998. — (Мыслители XX века). ISBN 5-250-02670-2
  • Риккерт, Г. Философия жизни. — Киев: Ника-Центр, 1998. — 512 с ISBN 966-521-097-1 — отрывок (с. 269—442)
  • Риккерт, Г. Ценности жизни и культурные ценности // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. Вып.1 — М., 1994.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ