Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Протопопов, Валентин Владимирович: биография

В новой должности капитан 1-го ранга В. В. Протопопов завершил начатые ещё его предшественником капитаном 1-го ранга С. И. Русаковым ходовые испытания новых комплексов навигации, боевой информационно-управляющей системы, вооружения и средств связи. Под руководством Протопопова были осуществлены экспериментальные торпедные стрельбы по сплошным ледяным полям с последующим всплытием в образовавшейся полынье. С 1981 по 1984 год К-524 регулярно совершала походы в арктические широты, включая канадский сектор, и совершила арктическое плавание вокруг Северного полюса. К середине 80-х годов XX века атомная подводная К-524 стала одной из лучших в 6-й дивизии подводных лодок Северного флота. В 1982 году лодка была награждена вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». В 1983 году ей было присвоено почётное наименование «60 лет шефства ВЛКСМ», а в 1984 году вручено переходящее знамя Мурманского обкома КПСС. Экипажем лодки за этот период был накоплен огромный опыт плавания в сложной ледовой обстановке Арктики. Поэтому, когда возникла необходимость проложить новый путь в Северную Атлантику через арктические широты, выбор командования пал на К-524 и её командира капитана 1-го ранга В. В. Протопопова.

В разгар холодной войны военно-политический блок НАТО, стремясь затруднить проникновение советских подводных лодок в Атлантический океан, создал в Северной Атлантике глубоко эшелонированные линии противолодочной обороны. Первая линия проходила от мыса Нордкап до острова Медвежий. Вторая линия — Фареро-Исландский рубеж — протянулась от берегов Гренландии до северной части Великобритании. Эти рубежи были оборудованы американской системой обнаружения подводных лодок SOSUS, здесь постоянно дежурили натовские противолодочные корабли и морская авиация. Советское командование настойчиво искало новые пути в Атлантику и всё чаще обращало свой взор на Северный Ледовитый океан. Серьёзными сдерживающими факторами освоения арктических вод являлись неисследованность маршрутов и крайне сложная ледовая обстановка, однако успешное проникновение подводной лодки К-255 в пролив Мак-Клур Канадского архипелага, результаты операции «Апорт», в ходе которой были выявлены существенные изъяны в противолодочной обороне НАТО, а также исследования, проведённые с борта гидрографического судна «Колгуев», внушали сдержанный оптимизм. И вот, летом 1985 года экипажу атомной субмарины К-524 под командованием капитана В. В. Протопопова была поставлена задача проложить новый путь в Северную Атлантику через Северный Ледовитый океан в обход противолодочных рубежей вероятного противника.

15 августа 1985 года многоцелевая атомная подводная лодка К-524 вышла из Западной Лицы и взяла курс к Земле Франца-Иосифа. До архипелага лодку сопровождал ледокол, но в дальнейшем экипажу предстояло преодолевать льды в одиночку. Капитан субмарины В. В. Протопопов мастерски провёл подводную лодку через Британский канал, что само по себе являлось уникальной операцией: никто до Протопопова ещё не пересекал мелководные воды Земли Франца-Иосифа в подводном положении. Минуя глубоководные котловины Нансена и Амундсена, К-524 вышла к северо-западному побережью Гренландии и через узкие и мелководные проливы Нэрса и Смита проникла в море Баффина. Здесь экипажу пришлось действовать с полным напряжением сил, чтобы не столкнуться с огромными айсбергами, отколовшимися от ледников Гренландии. Идти лодке приходилось по гидролокаторам, работавшим в режиме миноискания. Успешно преодолев наиболее сложный участок пути, лодка через Девисов пролив вышла в море Лабрадор, а оттуда в Атлантический океан. На выходе экипаж ждала ещё одна удача: лодка оказалась на дистанции поражения американского авианосца «Америка». В условиях военного времени судно водоизмещением до 83 500 тонн с сотней самолётов на борту и экипажем в 5000 человек было бы потоплено двумя торпедами. Имитировав несколько вариантов торпедных атак на авианосец, К-524 сопроводила его до берегов Норвегии, после чего взяла курс на базу. Беспрецедентный поход, продолжавшийся 80 суток, из которых 54 дня лодка находилась подо льдами, завершился в конце октября 1985 года. При этом лодка ни разу не была засечена системами поиска и обнаружения подводных лодок вероятного противника. Поставленная перед экипажем боевая задача была успешно решена. За высокие показатели в освоении новой боевой техники и проявленные при этом мужество и героизм указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1986 года капитану 1-го ранга Протопопову Валентину Владимировичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Поход 1985 года стал последним походом В. В. Протопопова на боевую службу. Валентина Владимировича вскоре перевели в Главный штаб ВМФ на должность начальника отдела устройства службы. С марта 1993 года капитан 1-го ранга В. В. Протопопов в запасе. В настоящее время Валентин Владимирович живёт в Москве. Являясь членом президиума Объединённого совета организаций ветеранов-подводников Военно-морского флота и членом Совета ветеранов дивизии подводных лодок Северного флота, он ведёт активную общественную деятельность, участвует в патриотическом воспитании молодёжи.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» (19.02.1986);
  • орден Ленина (19.02.1986);
  • орден Красного Знамени (1982);
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1991);
  • медали.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ