Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пивенштейн, Борис Абрамович

Пивенштейн, Борис Абрамович

Полковники

советский лётчик, гвардии подполковник


Внешние изображения
Пивенштейн на рисунке Георгия Верейского

Борис Абрамович Пивенштейн (1909 — неизвестно) — советский лётчик, гвардии подполковник. За участие в спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин» в 1934 году был награждён орденом Красной Звезды. Его рассказы об этой эпопее публиковались в коллективных сборниках и отдельными книжками.

Во время Великой Отечественной войны командовал штурмовым авиационным полком и эскадрильей. В небе над Донбассом 27 апреля 1943 года самолёт гвардии подполковника Б. А. Пивенштейна был сбит, лётчик и стрелок-радист попали в немецкий плен.

В 1945 году оказался на территории американской зоны оккупации, не был выдан Советскому Союзу и проживал до июня 1951 года в Висбадене. Затем эмигрировал в США. О дальнейшей судьбе Пивенштейна сведений нет.

В 1952 году Пивенштейн был заочно осуждён за то, что в плену перешёл на сторону противника и стал одним из активных сотрудников пункта обработки разведывательных данных «Восток» (нем. Auswertestelle Ost, нем. AWSt./Ost) .

Биография

До войны

Борис родился в 1909 году в Одессе и рос в бедности. Его друг, ставший впоследствии знаменитым, Николай Каманин оставил о Борисе свои воспоминания:

Сын одесского грузчика с Арбузной гавани, рано умершего от чахотки и бедности, Боря Пивенштейн впитал в себя колорит южного портового города, юмор и оптимизм одессита и в любой обстановке не унывал, умел управлять собой. Хороший летчик, прекрасный человек.

Сам Борис Пивенштейн в 25 лет вспоминал ранние годы как далёкое прошлое:

Ведь и мне не легко было проводить своё детство в семье рано умершего еврея-грузчика. Детство. Одесса. Еврейская беднота. Всегда забитая больная мать. Беспризорность. Папиросы, ириски, сахарин. Привокзальные товарищи, рано приучившие к картам. И когда крепко укрепилась советская власть, всеми силами пока не поздно я рванулся к другой жизни. Я поступил в школу еврейской молодёжи, в комсомол….

В Одессе Борис окончил школу-завод еврейской рабочей молодёжи и авиационное училище. Военную службу он проходил в 40-й эскадрилье им. Ленина, которая была переведена на Дальний Восток. В феврале 1934 года во главе сводного звена группы Н. П. Каманина Пивенштейн был направлен на спасение экспедиции челюскинцев.

Маршрут полёта протяженностью более 2500 км пролегал вдоль побережья Камчатки и Чукотки: Майна Пыльгин — Анадырь — Кайнергин — Натапельмен — Валькальтен — Бухта Провидения — Уэллен — Ванкарем. В «Очерках истории выдающихся перелётов» автор Аркадий Беляков рассказывает подробности:

Перед последним, уже небольшим этапом перелета Каманин при посадке подломил шасси своего самолёта. Используя права командира, он приказал Пивенштейну остаться и чинить его машину, а сам полетел дальше на самолёте Пивенштейна. Вряд ли когда-нибудь в жизни я получал более тяжелое приказание, — вспоминал Пивенштейн.

Борис Пивенштейн с механиком повреждённого каманинского самолёта Р-5 остались в местечке Валькальтен для ремонта. В сборнике «Легенды и мифы отечественной авиации» (редактор-составитель А. А. Дёмин. Выпуск 4. — М., 2012) есть глава, посвящённая забытым страницам челюскинской эпопеи, где подробно рассказывается о конкретных деталях этих событий. Пивенштейну удалось добыть и привезти на собачьих упряжках через сотню километров 170 килограммов бензина, залитого в четыре моржовых пузыря и две жестяных банки. А механик Анисимов тем временем приспосабливал деревянный «протез» к повреждённому самолёту Каманина. 10 апреля 1934 года Пивенштейн с Анисимовым прилетели в Бухту Провидения. При посадке обмотанный веревками «протез» не сломался, за три дня самолёт привели в порядок, но пурга не позволяла лететь дальше. Когда вьюга стихла, по радио сообщили, что все челюскинцы спасены. Однако, как обычно, Пивенштейн не упал духом и совершал непростые перелёты, перевозя спасенных челюскинцев к пароходу. Он переправил на своем самолете 22 человека.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ