Внешние изображения | |
---|---|
Пивенштейн на рисунке Георгия Верейского |
Борис Абрамович Пивенштейн (1909 — неизвестно) — советский лётчик, гвардии подполковник. За участие в спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин» в 1934 году был награждён орденом Красной Звезды. Его рассказы об этой эпопее публиковались в коллективных сборниках и отдельными книжками.
Во время Великой Отечественной войны командовал штурмовым авиационным полком и эскадрильей. В небе над Донбассом 27 апреля 1943 года самолёт гвардии подполковника Б. А. Пивенштейна был сбит, лётчик и стрелок-радист попали в немецкий плен.
В 1945 году оказался на территории американской зоны оккупации, не был выдан Советскому Союзу и проживал до июня 1951 года в Висбадене. Затем эмигрировал в США. О дальнейшей судьбе Пивенштейна сведений нет.
В 1952 году Пивенштейн был заочно осуждён за то, что в плену перешёл на сторону противника и стал одним из активных сотрудников пункта обработки разведывательных данных «Восток» (нем. Auswertestelle Ost, нем. AWSt./Ost) .
Биография
До войны
Борис родился в 1909 году в Одессе и рос в бедности. Его друг, ставший впоследствии знаменитым, Николай Каманин оставил о Борисе свои воспоминания:
Сын одесского грузчика с Арбузной гавани, рано умершего от чахотки и бедности, Боря Пивенштейн впитал в себя колорит южного портового города, юмор и оптимизм одессита и в любой обстановке не унывал, умел управлять собой. Хороший летчик, прекрасный человек.
Сам Борис Пивенштейн в 25 лет вспоминал ранние годы как далёкое прошлое:
Ведь и мне не легко было проводить своё детство в семье рано умершего еврея-грузчика. Детство. Одесса. Еврейская беднота. Всегда забитая больная мать. Беспризорность. Папиросы, ириски, сахарин. Привокзальные товарищи, рано приучившие к картам. И когда крепко укрепилась советская власть, всеми силами пока не поздно я рванулся к другой жизни. Я поступил в школу еврейской молодёжи, в комсомол….
В Одессе Борис окончил школу-завод еврейской рабочей молодёжи и авиационное училище. Военную службу он проходил в 40-й эскадрилье им. Ленина, которая была переведена на Дальний Восток. В феврале 1934 года во главе сводного звена группы Н. П. Каманина Пивенштейн был направлен на спасение экспедиции челюскинцев.
Маршрут полёта протяженностью более 2500 км пролегал вдоль побережья Камчатки и Чукотки: Майна Пыльгин — Анадырь — Кайнергин — Натапельмен — Валькальтен — Бухта Провидения — Уэллен — Ванкарем. В «Очерках истории выдающихся перелётов» автор Аркадий Беляков рассказывает подробности:
Перед последним, уже небольшим этапом перелета Каманин при посадке подломил шасси своего самолёта. Используя права командира, он приказал Пивенштейну остаться и чинить его машину, а сам полетел дальше на самолёте Пивенштейна. Вряд ли когда-нибудь в жизни я получал более тяжелое приказание, — вспоминал Пивенштейн.
Борис Пивенштейн с механиком повреждённого каманинского самолёта Р-5 остались в местечке Валькальтен для ремонта. В сборнике «Легенды и мифы отечественной авиации» (редактор-составитель А. А. Дёмин. Выпуск 4. — М., 2012) есть глава, посвящённая забытым страницам челюскинской эпопеи, где подробно рассказывается о конкретных деталях этих событий. Пивенштейну удалось добыть и привезти на собачьих упряжках через сотню километров 170 килограммов бензина, залитого в четыре моржовых пузыря и две жестяных банки. А механик Анисимов тем временем приспосабливал деревянный «протез» к повреждённому самолёту Каманина. 10 апреля 1934 года Пивенштейн с Анисимовым прилетели в Бухту Провидения. При посадке обмотанный веревками «протез» не сломался, за три дня самолёт привели в порядок, но пурга не позволяла лететь дальше. Когда вьюга стихла, по радио сообщили, что все челюскинцы спасены. Однако, как обычно, Пивенштейн не упал духом и совершал непростые перелёты, перевозя спасенных челюскинцев к пароходу. Он переправил на своем самолете 22 человека.