Всеволод Николаевич Петров (1912—1978) — русский искусствовед, писатель, мемуарист, музейный деятель, знаток русского искусства.
Биография
Всеволод Николаевич Петров принадлежал к старинному дворянскому роду Петровых. Происходил из семьи ярославских и новгородских Петровых, давших России знаменитых инженеров, ученых, государственных деятелей.
Родился 13 апреля 1912 года в семье Н. Н. Петрова, врача-онколога, академика (в Петербурге его имя носит Институт онкологии). Внук учёного, инженер-генерала Н. П. Петрова, с 1900 года — члена Государственного Совета (изображен на известной картине Репина Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года).
Закончил 1-ю Советскую среднюю школу в Ленинграде (среди его одноклассников был Павел Зальцман).
С 1929 по 1934 г. учился в Ленинградском университете.
С 1931 года — сотрудник Отдела рукописей Русского музея, куда поступил студентом 2 курса . С 1934 года — сотрудник секции рисунков Русского музея, затем был сотрудником Отделения рукописей, Отдела советского искусства, секции гравюр, секции рисунков и старшим научным сотрудником Отдела скульптуры.(в 1939 г.)
Ученик и друг Н. Н. Пунина. Обнаружил в архиве Бенуа сделанный им графический набросок — портрет И.Анненского, после чего Пунин познакомил его с Ахматовой, чрезвычайно высоко ценившей Анненского. Входил в круг М.Кузмина. Под влиянием М. Кузмина начал писать художественную прозу и продолжал этим заниматься до конца 1940-х гг.; наибольшую известность получила написанная в 1946 году, но опубликованная спустя 60 лет повесть «Турдейская Манон Леско», посвящённая памяти Михаила Кузмина.
Дружил с художниками Вл. Лебедевым, Н. Тырсой, Т.Глебовой, В.Курдовым и др. Был близок также с литераторами-обэриутами, в том числе с Д. И. Хармсом, посвятившим Петрову рассказ «Исторический эпизод» из позднего цикла «Случаи».
Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года был мобилизован, провёл в Ленинграде первую блокадную зиму.
После окончания войны вернулся в Русский музей старшим научным сотрудником Отдела живописи. В конце 1940-х годов, когда развернулась кампания по борьбе с космополитизмом и формализмом, репутация В. Н. Петрова в Русском музее пострадала.
7 марта 1949 года после рассмотрения его «дела» на общем собрании сотрудников Петров был уволен из Русского музея. Через полтора месяца он написал в местный комитет Русского музея заявление о восстановлении на службе, 28 апреля 1949 года, но не был восстановлен в должности.
Автор многочисленных статей, исследовательских работ по истории русской скульптуры эпохи классицизма, о художественном объединении «Мир искусства». Написал монографию о творчестве В. В. Лебедева. Писал о многих художниках, в том числе о В. Борисове-Мусатове, Н. Альтмане, В. Конашевиче, А . Пахомове, Ю. Васнецове, Т. Шишмаревой.
В 1950-х годах в соавторстве с писателем Геннадием Гором написал нескольких популярных биографий художников, изданных книгами.
После войны жил в Ленинграде на ул. Маяковского, д. 11, кв. 58. Квартиры этого дома после войны были переделаны, и в квартиру Петрова входили комнаты из бывшей квартиры 8, где жил Д. И. Хармс.
Умер 20 марта 1978 г. Похоронен, как и его отец, на кладбище в Комарово.
Личная жизнь
С 1950 г. был женат на Марине Николаевне Ржевуской (1915—1982), двоюродной сестре и близкой подруге второй жены Д. И. Хармса, Марины Владимировны Малич.
Портреты
Существуют портреты В. Н. Петрова работы Т. Н. Глебовой (1930-е годы), Т. В. Шишмаревой (1969).
Труды
Петров оставил воспоминания, частично напечатанные уже после его смерти, дневники и записные книжки, прозу (при жизни не была опубликована, хотя приватно читалась). В подцензурной печати при жизни он публиковал лишь книги и статьи по истории русского искусства. В последние годы жизни его посещали, среди других, деятели «второй» ленинградской культуры (А. Н. Миронов и др.).