Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Павел Коломенский

Павел Коломенский

Религия

епископ Русской Православной церкви, епископ Коломенский и Каширский


Павел Коломенский (ум. 3 (13) апреля 1656) — епископ Русской Православной церкви, епископ Коломенский и Каширский.

Активно поддерживал противников реформ патриарха Никона, но вместе с тем не отделялся от Патриаршей Церкви. Почитается старообрядцами святым в лике священномученика.

Биография

Родился в селе Колычево Княгининского уезда (ныне Лысковский район Нижегородской области) в семье сельского священника (по другим данным — село Лопатищи Макарьевского уезда).

Дата рождения Павла, его мирское имя и жизнь его родителей остались неизвестными. Известно, что у него была сестра Ксения. По мнению Пьера Паскаля, Павел был ровесником Аввакума, а его отец, Иоанн, обучал азам грамоты будущего Патриарха Никона. Однако это сведения не подкреплены ссылками на какие-либо документы. С недоверием относиться к сообщению Паскаля вынуждает также тот факт, что в случае, если Павел был ровесником Аввакума, то возраст его епископского посвящения — около 32 лет, что противоречит церковной традиции того времени — поставлять в епископы лиц не моложе 40 лет.

Семья Павла переехала в село Кириково, куда пришёл служить нижегородский иерей Анания, считавшийся одним из лучших духовников и образованнейшим человеком. Во второй половине 1620-х для обучения к Анании приехал Иоанн Неронов, познакомившийся и подружившийся с сыном второго кириковского священника, будущим епископом.

Принял постриг в Макариевском Желтоводском монастыре, и (после первоначального образования в доме отца) в монастыре он окончательно сформировался как книголюб, подвижник и молитвенник. С 1636 года монастырский казначей. Скорее всего именно в Макарьевом монастыре Павел был рукоположен во священники, но когда это произошло неизвестно.

По некоторым историческим данным известно, что епископ Павел постоянно проживал в городе Коломне. Во второй половине 1640-х годов иеромонах Павел входит в московский Кружок ревнителей благочестия вместе с протопопом Аввакумом Петровым, архимандритом (будущим патриархом) Никоном (Мининым), епископом Рязанским Иларионом (будущим гонителем «раскольников») и прочими. Как и другие ревнители благочестия, Павел был сторонником единогласного богослужения и пения на-речь.

В июне 1651 года назначен настоятелем Пафнутьево-Боровского монастыря. На игуменство Павел был возведен Патриархом Иосифом. Свою роль в этом возвышении должна была сыграть близость Павла к Кружку ревнителей благочестия, поскольку возведение на игуменство в столь прославленной обители, как Пафнутьево-Боровский монастырь было невозможно без предварительного согласования кандидатуры с царём и его духовником, протопопом Стефаном Вонифатьевым, или самого Никона (тогда Новгородского митрополита).

В 1652 году был одним из 12 претендентов на престол патриарха. Патриархом по настоянию Алексея Михайловича становится Никон. 23 июля 1652 года состоялось наречение митрополита Никона в Патриархи, а 25 июля — его возведение на кафедру. Участие в церемонии возведения игумена Павла служит ценным свидетельством о положении, занимаемом им в церковной иерархии.

17 октября 1652 году Патриарх Никон возглавил его епископскую хиротонию и возвёл его на Коломенскую кафедру. Столь быстрое возведение Павла на кафедру, откуда, по мнению С. А. Зеньковского, «он мог легко влиять на церковную жизнь Москвы и патриаршей епархии», свидетельствовало о большой расположенности к нему нового Патриарха. Владыка Павел был строгим архиереем, и уравлял епархией не взирая на лица. Епископ расширил трапезную при архиерейских палатах, и устроил при ней зимнюю церковь во имя Покрова Богородицы.

В 1653 году участники кружка ревнителей благочестия направили царю грамоту «о сложении перст и о поклонех», составленную Аввакумом и Даниилом Костромским, где критиковалась церковная реформа, начатая патриархом Никоном. Под грамотой подписался и епископ Павел. Протопопы Аввакум, Даниил, Иоанн Неронов и другие были арестованы, но епископа Павла гнев Патриарха не коснулся.

В 1654 году для узаконивания своих действий патриарх Никон собирает собор, среди участков которого был и епископ Павел. Речи епископа Павла на соборе сохранились в записях архидиакона Павла Алеппского. На соборе епископ Павел открыто выступил в защиту старых книг, и против отмены земных поклонов во время великопостной молитвы Ефрема Сирина: «С того времени, как мы сделались христианами, и получили правую веру по наследству от отцов и дедов благочестивых, мы держались этих обрядов и этой веры, и теперь не согласны принять новую веру».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ