Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Павел (Пономарёв, Пётр Николаевич)

Павел (Пономарёв, Пётр Николаевич)

Религия

епископ Русской православной церкви, архиепископ Ярославский и Ростовский


Архиепископ Павел (в миру Пётр Николаевич Пономарев; 1745, Александрова слобода, Дмитровский уезд, Московская губерния — 19 (31) марта 1806, Ярославль) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Ярославский и Ростовский. Переводчик, проповедник и церковный историк. Член Российской Академии.

Биография

Родился 4 октября 1749 года в селе Александрова Слобода Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона.

10 января 1760 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию.

В 1768 году отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Московской Славяно-греко-латинской академии.

С разрешения митрополита Платона (Левшина), благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию (словесность, риторику). Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем: «Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались».

В 1772 году по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской духовной академии.

В июне 1775 года, по совету митрополита Платона (Левшина), принял монашество и 28 августа того же года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры.

Приняв монашество по настоянию митрополита Платона и сделавшись наместником лавры, архимандрит Павел стал заниматься преимущественно переводами с французского языка. Его перевод истории о Фивском полководце Эпаминонде пользовался большой известностью в конце XVIII века.

С 1779 года — преподаватель истории.

С 1782 года ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря.

С 27 ноября 1783 года — архимандрит Московского Симонова монастыря.

С 13 октября 1785 года — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

С 14 января 1786 года — настоятель Московского Новоспасского монастыря.

Пылкий и непреклонный его характер был причиной частых переводов его из монастыря в монастырь, побывав управляющим всеми московскими ставропигиальными монастырями.

С 1792 года — член Святейшего Синода.

Архиерейство

12 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.

Будучи епископом Нижегородским, по рассказам современников, оставил среди подвластного ему духовенства далеко не добрую память, как епископ злой и немилостивый.

Преосвященный Макарий (Миролюбов) говорил: «Усматривая беспорядки, Павел с твердой волей и строгостью начал искоренять их».

При нем невежество и пороки не оставались без должного наказания. По различию преступлений одни посылались под надзор и в работу в монастыри, другие долгое время находились под запрещением, а некоторые лишались и совсем священства и по приказу преосвященного отдавались в солдаты.

Такой строгий надзор епископ не ограничивал одними священноцерковнослужителями, но простирал его и на детей духовного звания, требуя, чтобы с 10 лет они поступали в духовную семинарию.

Епископ Павел с первых же дней своего приезда обратил особое внимание на Нижегородскую духовную семинарию, и хотя строго взыскивал с начальства и учеников, но зато улучшил положение последних. Конечно, преосвященный Павел в своих решениях был отчасти прав. При пылком своём характере, знакомый с иностранной литературой, находившийся в частом общении с французскими эмигрантами, он не мог относиться равнодушно к невежеству и грубым поступкам своих подчинённых.

Решительно выступал преосвященный Павел против старообрядцев, которых тогда именовали раскольниками. Он воскрешал, по возможности, «питиримовские времена» (имеется в виду архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим), тем более что светские власти, ввиду выгоды преследования раскольников, всегда были к услугам Нижегородского преосвященного.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ