Анна Петровна Остроумова-Лебедева (5 [17] мая 1871, Санкт-Петербург — 5 мая 1955, Ленинград) — русская и советская художница, гравёр, акварелист, мастер пейзажа.
Основные даты
Дочь сенатора, тайного советника Петра Ивановича Остроумова и жены его Марии Климентьевны Чехович.
1889—1892 — посещала Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1889—1892), где её главным преподавателем был В. В. Матэ.
1892—1900 — училась у В. В. Матэ, И. Е. Репина, К. А. Савицкого и П. П. Чистякова в Петербургской Академии Художеств, которую закончила со званием художника, представив 14 гравюр.
1898—1899 — работала в Париже в мастерской Джеймса Уистлера. С 1899 активно участвовала в деятельности художественного объединения «Мир искусства» и «Четыре искусства» (с 1924).
| |
А. П. Остроумова-Лебедева | |
Лев и крепость. 1901 год | |
Изображения на Викискладе |
В 1901 году создала ряд гравюр для журнала «Мир искусства» (№ 1 за 1902 год). В 1905 году вышла замуж за учёного-химика С. В. Лебедева, впервые синтезировавшего в промышленном масштабе каучук.
1918—1922 — преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники.
1934—1935 — преподавала во Всероссийской академии художеств.
Во время Великой Отечественной войны работала в блокадном Ленинграде, создав ряд пронзительных графических образов города.
1946 — народный художник РСФСР.
1949 — действительный член АХ СССР.
В рейтинге граверов России первой половины XX века является не только «звездой первой величины», но и возродившей это искусство в России. Анна Петровна также положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии, работала и в технике литографии, и в акварели.
Изображала в основном виды Петербурга и его окрестностей. Одна из немногих художников, органично создававших пейзажи, включающие в композицию архитектурные строения.
Успешна была и её деятельность как портретиста — в Русском музее находится портрет Максимилиана Волошина работы Анны Петровны.
Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За оборону Ленинграда».
Жила всегда в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде:
- Лето 1905 — 04.1906 года — 13-я линия, 20, кв. 57;
- 12.1906 — 1913 — доходный дом — Александровский проспект, 21, кв. 19;
- 1913—1917 — 3-я линия, 46, кв. 21;
- 1917—1924 — Нижегородская улица, 6;
- 1924—1955 — Нижегородская улица, 10, кв. 4. Эта квартира включена в список памятников истории России, охраняемых государством.
Похоронена в Некрополе мастеров искусств.
Из воспоминаний современников
- А. Н. Бенуа: «… в гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного лаконизма передачу своих впечатлений; в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре».
Выставки
Дебютировала со своими гравюрами на выставке «Мира искусства» в 1900 (?).
Получила вторую премию за гравюры на конкурсе Общества поощрения художеств.
Иллюстрации и книжная графика
Иллюстрировала книги:
- Курбатов В. Я. Петербург, 1912
- Анциферов Н. П. Душа Петербурга, 1920 (переиздана в 1990 в том же художественном оформлении).
Галерея
- «Петербург», 1908—10, альбом ксилографий
- «Павловск», 1922—23;
- «Петербург», 1922 альбом литографий
- «Марсово поле», 1922 (акварель) Третьяковская галерея
- «Инженерный замок в инее», 1929, Русский музей
- «Александровский дворец в Детском Селе»
- «Петербург. Нева сквозь колоны Биржи»
- «Петербург. Новая Голландия»
- «Светильники и сфинкс»
- «Портрет артиста И. В. Ершова», 1923;
- «Портрет Андрея Белого», 1924;
- «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925
Сочинения
- Автобиографические записки, т. 1—3, Л. — М., 1935—51 (переизданы в 1974 и в 2003).