Осипенко, Алла Евгеньевна: биография
Екатерина Максимова, балерина:
«Её прелестные линии, её прочтение роли, её насыщенность образа, — это никогда не было ни на что похоже. И в жизни она обладала тоже такой индивидуальностью. Очень была независима, самостоятельна, всегда умела отстаивать своё мнение. Никогда ни под кого не приспосабливалась, была участницей спектаклей Якобсона, спектаклей Григоровича, — это было какое-то „новое слово“. Это было — неожиданно. Это — поражало».
Александр Сокуров, режиссёр:
«Она актриса и человек выдающихся качеств. Существование её рядом для многих было нетерпимо. Для балетмейстеров она была, видимо, слишком умна, для коллег она была грандиозно одарена, да и личность её многим не давала покоя. Я не встречал людей её масштаба. Как среди женщин, которых я знал в жизни, я такого масштаба людей не видел, — боюсь, что и среди мужчин таких людей не было».
О партнёрах
Творческий союз балерины с Джоном Марковским называли «дуэт века».
Алла Осипенко:
«Выдающихся танцовщиц и танцовщиков очень много, а дуэты можно сосчитать по пальцам: Люком-Шавров, Уланова-Сергеев, Дудинская-Чабукиани, Максимова-Васильев, и, как говорят, мы с Марковским. Когда мне было 14-15 лет, Якобсон на меня с Клявиным поставил дуэт „Размышление“. Мы имели огромный успех! Потом я продолжала танцевать этот номер с другими партнёрами, но никогда больше не удалось достичь такого партнёрского слияния, какое было с Клявиным. И я задумалась, как найти постоянного партнёра, близкого по духовной, по творческой отдаче. Мне повезло, что я встретила Джона Марковского.
Сейчас считается, что надо танцевать с разными партнёрами. Но мне кажется, в этом случае многое теряется в работе над образом. Мы общались с Джоном с утра до ночи, без конца говорили, репетировали — дома, на отдыхе, наши тела абсолютно друг друга ощущали. Это великое счастье. Мне очень жаль, что это ушло».
Семья
Была замужем за артистом балета и педагогом Анатолием Нисневичем (1937—2012), актёром Геннадием Воропаевым (1931—2001), артистом балета Джоном Марковским (р. 1942).
Сын — Иван Воропаев (1962—1997) — трагически погиб.
Невестка — актриса Оксана Базилевич, внук Данила (р.1990).
Адреса в Ленинграде
- 1932—1959 — Невский пр., 63, кв.10 .
Партии
Ленинградское хореографическое училище
- 1947 — Трио — «Музыкальный момент», на муз. Ф.Шуберта, — постановка В.Чабукиани
- 1948 — Дуэт — «Размышление» П. И. Чайковского (партнёр Р. Клявин), — пост. Л.Якобсона
Ленинградский ГАТОБ им. С. М. Кирова
- 1950 — Маша — «Щелкунчик» П. И. Чайковского, — пост. В. Вайнонена
- 1950 — Большие лебеди — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, — пост. Л. Иванова—М. Петипа, редакция К. Сергеева
- 1951 — Два лебедя — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, — пост. Иванова—Петипа, ред. К. Сергеева
- 1951 — Фея Сирени — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, — пост. М. Петипа, возобн. В. Пономарёва
- 1951 — Мария — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, — пост. Р. Захарова
- 1951 — Подруга аймонды — «Раймонда» А. Глазунова, — пост. М. Петипа, ред. К. Сергеева
- 1951 — Царица бала — «Медный всадник» Р. Глиэра, — пост. Р. Захарова
- 1951 — Pas de trois — III акт балета «Баядерка» Л. Минкуса, — пост. М. Петипа
- 1952 — Монна — «Жизель» А. Адана, — пост. Коралли—Перро—Петипа
- 1952 — Трио нимф — «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш.Гуно, — пост. Л. Лавровского
- 1953 — Гамзатти — «Баядерка» Л. Минкуса, — пост. М. Петипа
- 1953 — Уличная танцовщица — «Дон Кихот» Л. Минкуса, — пост. Петипа—Горского
- 1953 — Фея Сирени — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, — пост. М. Петипа, ред. К. Сергеева
- 1954 — Никия — «Баядерка» Л. Минкуса, — пост. М. Петипа
- 1954 — Одетта / Одиллия — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, — пост. Иванова—Петипа, ред. К. Сергеева
- 1954 — Фея Лета — «Золушка» С.Прокофьева, — пост. К. Сергеева
- 1955 — Раймонда — «Раймонда» А. Глазунова, — пост. М. Петипа, ред. К. Сергеева
- 1955 — Grand pas — «Лауренсия» А. Крейна, — пост. В. Чабукиани
- 1955 — Панночка — «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, — пост. Б. Фенстера
- 1955 — Вакханка — «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, — пост. Л. Лавровского
- 1957 — Хозяйка Медной горы — «Каменный цветок» С. Прокофьева, пост. Ю. Григоровича
- 1959 — 2 партии — в хореогр. миниатюрах «Поцелуй» («Триптих на темы Родена»), на муз. К.Дебюсси (партнёр Вc. Ухов) и «Прометей», на муз. В. Цытовича (партнёр Аскольд Макаров), — «Хореографические миниатюры», — пост. Л. Якобсона
- 1959 — Его Любимая — «Берег надежды» А. Петрова, — пост. И. Бельского
- 1960 — Фригия — «Спартак» А. Хачатуряна, — пост. Л. Якобсона
- 1960 — Дездемона — «Отелло» А. Мачавариани, — пост. В. Чабукиани
- 1961 — Сари — «Тропою грома» К. Караева, — пост. К. Сергеева
- 1961 — Мехмэнэ-Бану — «Легенда о любви» А. Меликова, — Ю. Григоровича
- 1961 — Мазурка. Прелюд. Седьмой вальс — «Шопениана», на муз. Ф. Шопена, — пост. М. Фокина
- 1961 — Нина — «Маскарад» Л. Лапутина, — пост. Б. Фенстера
- 1963 — 6-й вальс — в хореогр. цикле «Новеллы любви» («Вальсы Равеля»), — пост. Л. Якобсона (партнёр И. Уксусников)
- 1965 — Девушка («Жемчужина») — «Жемчужина» Н. Симонян, — пост. К. Боярского
- 1966 — Смерть — «Человек» В. Салманова, — пост. В. Катаева
- 1967 — Злюка — «Золушка» С. Прокофьева, — пост. К. Сергеева
- 1974 — Красавица — «Блудный сын» С.Прокофьева, — пост. М.Мурдмаа — Бенефис М.Барышникова, Ленинградский ГАТОБ им. С. М. Кирова