Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Орас, Пауль Юрьевич

Орас, Пауль Юрьевич

Флот

День рождения 22 апреля 1897

военный моряк, инженер-механик, член Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, участник Гражданской войны, воевал в составе отряда моряков против войск Н


Пауль Юрьевич Орас (Oras Paul) (1897—1943) — военный моряк, инженер-механик, член Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, участник Гражданской войны, воевал в составе отряда моряков против войск Н. Н. Юденича на сухопутном фронте, командир броненосного крейсера «Адмирал Макаров»; заместитель спасательной экспедиции и комиссар на ледоколе «Красин» по спасению экипажа итальянского дирижабля «Италия»; полиглот, дипломат, военно-морской атташе при полпредстве СССР в Швеции, Италии, Греции и США, председатель Научно-технического комитета ВМС РККА, заместитель начальника Главного управления судостроительной промышленности Народного комиссариата оборонной промышленности СССР, военинженер 1-го ранга. Репрессирован в 1937 году.

Биография

Пауль Юрьевич Орас родился 22 апреля 1897 года в городе Ревель (ныне Таллинн) Российской Империи (ныне Эстония). Эстонец.

В 1916 году, после окончания Ревельской гимназии, поступил на механическое отделение Морского инженерного училища в Кронштадте. В 1917 году вступил в члены РСДРП. Старший гардемарин П. Ю. Орас окончил два курса училища, которое в 1917 году было перебазировано в Петроград, а в 1918 году — расформировано.

Участие в Гражданской войне

Участник Гражданской войны. С июля 1918 служил на Балтийском флоте машинным старшиной на линкоре «Гангут». Был избран членом Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, ответственным сотрудником Особой комиссии Рабоче-крестьянской обороны Советской республики. В 1919 году воевал в составе отряда моряков против войск Н. Н. Юденича на сухопутном фронте. Командовал полуротой, временно исполнял должность командира роты в отряде моряков. В 1920 году продолжил службу на линкоре «Гангут». С мая по ноябрь 1921 года служил механиком учебного судна парохода «Трансбалт» (до 1918 года «Рига»), а затем исполнял должность командира броненосного крейсера «Адмирал Макаров» в 1922 году выведенного из состава флота.

Служба в Советской республике

В 1922 году окончил механическое отделение Специальных курсов командного состава Военно-морских сил РККА. В 1923 году поступил на механический факультет Военно-морской академии. После окончания «инженерной ступени» Морской академии с 1923 года исполнял должность командира эсминца «Урицкий» во время восстановительного ремонта корабля в Петрограде. Затем, с ноября 1924 до 1925 года был членом военно-морской технической комиссии во Франции, весной 1926 года находился в «технической командировке» в Германии и Голландии. В марте 1926 года окончил военно-морскую академию, и как хорошо владеющий английским и немецким языками (также знал арабский язык), был направлен Военно-морским атташе при полпредстве СССР в Швеции. В феврале 1928 года после возвращения из Швеции, назначен помощником председателя комиссии по наблюдению за постройкой и ремонтом кораблей в Ленинграде, а в марте 1928 года - помощником председателя Научно-технического комитета ВМС РККА. В 1928 году награждённый орденом Трудового Красного Знамени.

В июне 1928 года был экстренно назначен заместителем спасательной экспедиции и комиссаром на ледоколе «Красин» по спасению экипажа итальянского дирижабля «Италия» под командованием Умберто Нобиле, который летел к Северному полюсу и потерпел аварию 25 мая. Капитану ледокола К. П. Эгге (также экстренно назначенному) и комиссару была поставлена задача выйти в море через 104 часа. Они в кратчайшие сроки сформировали команду, обеспечили загрузку топлива, продуктов и необходимого снаряжения. Ледокол вышел из Ленинграда 16 июня, на 13 минут раньше указанного срока. 1 июля «Красин» подошёл к району поисков к северу от Шпицбергена и вступил в борьбу с тяжёлыми прибрежными льдами. 10 июля экипаж самолёта «Юнкерса» ЮГ-1 (перевозился на ледоколе «Красин») пилота Бориса Чухновского обнаружил на льду лагерь Нобиле и сбросил на льдину продовольствие. На обратном пути к «Красину» самолёт потерпел аварию, Чухновский послал радиограмму об обнаружении экипажа итальянского дирижабля и отказался от помощи. 12 июля «Красин» снял с таявшей льдины членов экспедиции Нобиле. В начале 1960-х годов в архиве Министерства внешней торговли СССР был обнаружен «красинский» дневник Ораса и в 1963 году он частично был опубликован в журнале «Вокруг света» в статье «Красный флаг в Арктике».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ