Инок Онуфрий (в миру Андрей Фёдорович Парусов; 1816, Ярославская губерния — 22 августа 1894, Москва) — единоверческий монах Русской православной церкви, бывший старообрядческий епископ Браиловский Белокриницкой иерархии.
После перехода в единоверие некоторое время был настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве.
Последние 30 лет жизни был простым иноком в Никольском единоверческом монастыре в Москве.
Биография
Андрей Фёдорович Парусов родился в крестьянской семье Ярославской губернии. Родители его были православными и в детстве крестили сына в Православной Церкви с именем Андрей.
Деятельность в старообрядческом расколе
В 1835 году присоединился к старообрядчеству. Вскоре, стремясь к иночеству, принял постриг в Покровском старообрядческом монастыре в Стародубье, позже перейдя в Лаврентьевский монастырь на Стародубье. Здесь он познакомился Петром Великодворским (впоследствии иноком Павлом Белокриницким), игуменом Аркадием и другими значительными старообрядческими деятелями. Знакомство с иноком Павлом и с иноком Геронтием (Колпаковым), поделившимися с ним планом создания епископской кафедры для старообрядцев, увлекло Онуфрия в Белую Криницу. После закрытия Лаврентьевского монастыря он перешёл в Белокриницкий монастырь, где жил занимая должность ризничего.
В 1847 году, после присоединиться к старообрядческой церкви митрополита Босно-Сараевского Амвросия (Паппа-Георгополи), инок Онуфрий был поставлен им во иеродиакона.
29 августа 1848 года рукоположён во епископа на кафедру города Браила (Австрия).
Епископ Браиловский Онуфрий, наместник Белокриницкого митрополита стал ближайшим помощником Павла Белокриницкого в устроении Белокриницкой (Австрийской) старообрядческой иерархии, а по смерти Павла Белокриницкого в 1854 году, даже стал главным руководителем этой ответственной работы.
В начале 1860 года в Москве архиепископ Антоний (Шутов) стал именоваться архиепископом Московским и Всея России. Это стремление Антония к преобладанию над другими старообрядческими епископами вызвало сильное неудовольствие в среде старообрядцев. В конце 1861 года из Австрии в Москву прибыл Онуфрий (Парусов) наместник Белокриницкого митрополита Кирила (Тимофеева), имея поручение окормлять русских старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. В частности, наместник Белокриницкой митрополии прибыл для поиска путей решения недоразумений, возникших между епископами Казанским Пафнутием (Шикиным) и Коломенским Пафнутием (Овчинниковым), с одной стороны, и архиепископом Антонием (Шутовым) — с другой.
Более года епископ Онуфрий (Парусов) управлял иерархическими делами в России. Здесь при его ближайшем участии было издано известное «Окружное послание», одним из главных инициаторов и сторонников которого он являлся. С автором «Окружного послания», Илларионом Кабановым его связывала ещё и личная дружба. Но он не смог восстановить репутации Белокриницких архиереев в глазах поповщинского старообрядческого общества. Антоний (Шутов) хотя и считался главою окружнической партии, но совсем не разделял выраженных в «Окружном послании» мнений, и всегда был готов отказаться от «Окружного послания», делая многократные попытки приобрести этой ценою мир с противоокружниками. Это было причиной продолжительной борьбы архиепископа Антония с епископом Казанским Пафнутием, представителем партии окружников, который в длинных записках подробно исчислял заблуждения и проступки Антония (Шутова).
Недовольство, вызванное раздорами в Белокриницкой старообрядческой иерархии, ещё усилившимися спорами с беспоповскими старообрядцами, зародило в нём сомнения в истинности Белокриницкой иерархии, которое укрепилось когда нашлись единомышленники, главным из которых стал епископом Коломенский Пафнутий (Овчинников). Постепенно сформировалось братство из 7-ми единомышленников, которые вступили в переговоры со митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), закончившиеся присоединением к синодальной Православной Российской Церкви.