Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Овчинников, Николай Фёдорович

Овчинников, Николай Фёдорович

Философы

14 ноября 1915 - 25 ноября 2010

один из видных и авторитетных специалистов в области философии науки и истории научного знания; доктор философских наук, профессор


Николай Фёдорович Овчинников (14 ноября 1915, Касли — 25 ноября 2010, Москва) — один из видных и авторитетных специалистов в области философии науки и истории научного знания; доктор философских наук, профессор.

Биография

Родился в городе Касли Челябинской области. Окончил физико-математический факультет Свердловского (ныне Уральского государственного университета (1941), затем философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1947), аспирантуру Института философии РАН СССР(1950). С 1950 год по 1971 год работал в Институте философии, с 1954 года — старшим научным сотрудником этого института. С 1971 по 2010 год работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР (затем РФ): старшим научным сотрудником, затем ведущим научным сотрудником (с 1992 года), главным научным сотрудником (1998). Параллельно (1948—1970) преподавал философию на физическом и философском факультетах МГУ. Кандидатская диссертация — «Понятие массы и энергии в современной физике и их философское значение» (1950), докторская диссертация — «Принципы сохранения» (1966). Являлся редактором серии книг по методологическим принципам физики (совместно с Б. М. Кедровым), редактором книг и сборников по методологии науки; членом редакции журнала «Природа» (1958—1978).

Основные идеи

Овчинников исследовал роль принципов сохранения, инвариантности и симметрии в структуре научных теорий, выделяя общие черты этих принципов и подчеркивая специфику их методологического воздействия; обосновал общую характеристику понятия симметрии как единства сохраняющегося и изменяющегося в научных предметах; сформулировал принцип сохранения симметрии в истории научных исследований; представил понятие структуры как инвариантный аспект системы при теоретическом анализе её элементов, отношений и целостности; выделил уровни эпистемологического анализа научного знания — внутринаучный, методологический и философский. В связи с методологическим анализом знания предпринял (совместно с И. С. Алексеевым) систематическое рассмотрение методологических принципов, реализующих коммуникацию между философским и специально-научным исследованием. Овчинников обратил внимание на адверсивные повороты (обращение к средствам деятельности) в истории знания, которые предстают как точки роста и как источники новых идей. Принцип адверсии представлен и исторически развернут им как обобщение понятия рефлексии. Ввел различение понятий индивидуального и коллективного знания, аналогичных Миру2 и Миру3 Карла Поппера. Работал над переводами классических трудов М. Джеммера, В. Гейзенберга и К. Поппера.

Научное творчество

Монографии

  1. Понятия массы и энергии в современной физике и их философское значение // Философские вопросы современной физики. — М.: Наука, 1952. — С. 445—488.
  2. Принципы сохранения. — М.: Наука, 1966. — 330 с.
  3. Историко-методологические основания квантовой теории // Методология обоснования квантовой теории. — М.: Наука, 1984. — С. 239—324 (соавторы И. С. Алексеев, А. А. Печенкин).
  4. Отечественная философия науки: предварительные итоги. — М.: РОССПЭН, 1997. — С. 141—247 (соавторы Е. А. Мамчур, А. П. Огурцов).
  5. Тенденция к единству науки (познание и природа). — М.: Наука, 1988. — 269 с.
  6. Принцип простоты и меры сложности. — М.: Наука, 1989. — 303 с. (соавторы Е. А. Мамчур, А. И. Уемов).
  7. Принципы теоретизации знания. — М., 1996.
  8. Методологические принципы в истории научной мысли. — М.: ЭДИТОРИАЛ. УРСС, 1997. — 295 с.
  9. Поиски понимания. Избранные труды по истории и философии науки — M., Новый хронограф, 2016 — 656 с.

Избранные статьи

  1. Понятия массы и энергии в современной физике и их философское значение // Философские вопросы современной физики. — М.: Наука, 1952. — С. 445—488.
  2. Обсуждение философских вопросов теории относительности // Вопросы философии. 1959. № 2. — С. 77—82.
  3. О разработке теории научного знания // Вопросы философии. 1964. № 2. — С. 14—25.
  4. Особенности современного естествознания // Вопросы философии. 1966. № 9. — С. 24—35.
  5. Пространство-время, энергия-импульс в структуре физической теории // Вопросы философии. 1968. № 4. — С. 82—92 (соавтор Ю. Б. Румер).
  6. Принципы простоты и симметрии // Природа. 1968. № 6. — С. 2—11 (соавтор Е. А. Мамчур).
  7. К публикации книги «Размышления натуралиста» // Природа. 1973. № 6. — С. 3—31.
  8. Особенности методологического мышления М.Планка // Природа. 1975. № 12. — С. 77—78.
  9. Методология науки: проблемы теоретизации знания // Природа. 1978. № 3. — С. 109—117.
  10. Методология науки: исторические формы, уровни развития // Природа. 1978. № 4. — С. 65—73.
  11. К проблеме формирования творческой личности Эйнштейна // Вопросы философии. 1979. № 9. — С. 70—84.
  12. Становление творческой личности и принципы научного исследования // Научное творчество (особенности и актуальные проблемы). Свердловск, 1984. — С. 19—43.
  13. Методологические принципы в творчестве В. И. Вернадского // Природа. 1988. № 2. — С. 74—81.
  14. Б. Л. Пастернак: поиски призвания (от философии к поэзии) // Вопросы философии. 1990. № 4. — С. 7—31.
  15. Карл Поппер — наш современник, философ ХХ века // Вопросы философии. 1992. № 8. — С. 40—48.
  16. Об интеллектуальной автобиографии Поппера // Вопросы философии. 1995. № 12. — С. 35—38.
  17. Вспоминая прошедшее // Вопросы философии. 1999. № 7. — С. 105—126.
  18. К истории сектора: время и люди // Философия естествознания: ретроспективный взгляд. — М.: ИФ РАН, 2000. — С. 31—55.
  19. Знание — болевой нерв философской мысли // Вопросы философии. 2001. № 1. — С. 83—113.
  20. Поппер и Джордж Сорос: встреча философии и экономики // Науковедение. 2001. № 1. — С. 81—109.
  21. Парменид — чудо античной мысли и непреходящая идея инвариантов // Вопросы философии. 2003. № 5. — С. 81—95.
  22. Эпистемология и философия науки. Вернер Гейзенберг: в контексте истории судьбы ученого // «Философские науки», ч. I в т. V № 3.2005 ; ч. П в т. № 4, 2005.
  23. О моральной ответственности учёного (размышления в связи с концепцией Карла Поппера) // Естествознание в гуманитарном контексте. М.: Наука, 1999. — С. 152—168.
  24. Миры знания — предмет методологических размышлений // Концепция виртуальных миров и научное познание. — М.: Наука, 2000. — С. 246—259.
  25. Эпистемологический урок Макса Планка.// Сто лет со дня великого открытия. — М., 2001.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ